Блогерские войны. Как отмывать репутацию в интернете
На Западе репутацию в интернете обеляют разными способами: высаживают блогерские десанты на форумах, выкупают поисковые запросы и чистят ссылки в поисковиках. А в Украине тем временем с репутацией работают по старинке
Об этом шла речь в ходе круглого стола "Управление репутацией в интернете: что делать, когда все плохо". Круглый стол состоялся в Киеве на недавней конференции по продвижению бизнеса в Интернете - iPromo.
Местная специфика
покупка компанией ВР англоязычных поисковых запросов "разлив нефти" и "мексиканский заливПо словам Александра Ольшанского, руководителя компаний imena.ua и mirohost.net, регулировать попадание негатива в поисковую выдачу несложно, даже если он там появился. "Вряд ли негативный комментарий попадет в поисковую выдачу, если компания занимается хоть как-то своим продвижением", - считает он. По словам специалистов, противостоят гугл-бомбингу (артефакту поисковой системы, когда какой-нибудь запрос приводит к выдаче абсурдного или провокационного результата. – ред.) интернет-роботы поисковиков. Известны и случаи, когда противостоять техникам поискового спама приходилось вручную. Артур Оруджалиев, главный редактор блога ain.ua, напомнил, что такая ситуация в Украине произошла, когда Верховную раду выматерили поисковые спамеры. Напомним, в начале июня при запросе в поисковике "rada.gov.ua" в результатах поиска первой появляется страничка с нецензурным содержанием (фразой "козлы е...ные").
Кроме того, в Украине можно убрать некорректное упоминание о себе либо компании, уложив полностью сайт. "На одном из харьковских сайтов есть кнопка dеstroy под названием "хакнуть провайдера". Ты нажимаешь, а они тебе говорят: "Провайдер хакнут", - приводит пример Игорь Ашманов, управляющий партнер "Ашманов и партнеры".
Молчать - себе дороже
Если компания допустила ошибку, она не должна молчать, считают специалисты: "Первое, что нужно сделать - признать, что проблема есть, а не отмалчиваться, и показать, как решается проблема". Например, высадить своего комментатора на форум, который будет персонально опекать источник недовольства. В первом своем ответе агент представляется клиентом фирмы, на которую выливается негатив, оставляет контактные данные и обещает разобраться в ситуации. Как правило, если недовольство вызвано частным случаем, конфликт утихает. "Как ни странно, очень хорошо срабатывает на толпу публичная порка провинившегося", - отметил еще один вариант локализации негатива Денис Довгополый, директор компании BayView Innovations.
По мнению Смирнова, молчанием рискуют заработать массу проблем компании, бизнес которых напрямую зациклен на котировках биржевых акций. В качестве примера он привел уже упомянутую историю с аварией на нефтяной платформе Вritish petroleum в Мексиканском заливе, когда компания длительное время замалчивала проблему.
Также Смирнов отметил, что иногда замедленная реакция на негативный информационный всплеск может вывести компанию к порогу банкротства за несколько часов. Волна слухов о банкротстве банка может разорить его, как только вкладчики ринутся забирать оттуда деньги. Пример - ситуация с российским Альфа-Банком.
Когда оправдываться в Сети не выгодно
Если репутация напрямую не влияет на финансовые показатели, то, по мнению специалистов, лучше руководствоваться принципом "молчание - золото" и на какое-то время затаится. По словам Ашманова, за черный пиар в Интернете тоже платят. "Один опытный человек сказал мне: "Оправдываться в Сети – очень невыгодно. Потому, что люди получили деньги, у них цикл уже закончился. Они грязью тебя уже облили, заказчик доволен. Когда ты начинаешь шевелиться, они идут за следующим траншем. Говорят: "надо добивать". И получают деньги на следующий цикл", - пояснил Ашманов, добавив, что с черным пиаром невозможно бороться, разместив хорошую новость в ответ на каждую плохую.
Будущее наступило не у нас
По словам экспертов, в Украине пока нет сервиса, позволяющего любому частному лицу в считанные секунды за определенную оплату убрать невыгодную информацию из Интернета. Разработки уже ведутся, но до США еще далеко, отмечают специалисты. "Будущее уже наступило, правда не у нас, а в Соединенных Штатах", - отмечает Смирнов. - В США работают онлайн-сервисы, доступные для частных лиц: за 100 долларов, расплачиваясь кредиткой, можно убрать из Интернета любую частную информацию. Любой зубной техник, адвокат или учитель может скорректировать информацию о себе, а родители - убрать негативную информацию о детях. Смирнов привел в пример проблему насилия в школах, когда информация об унижениях слабых записывается подростками на видео и выкладывается в сеть. За 15 долларов в Штатах можно убрать информацию, которая может в дальнейшем травмировать психику ребенка.
Ольга Дидух, focus.ua