Насыщение яблоком. iPad2 стремится завоевать Украину
Появление в Украине официальных интернет-планшетов от Apple вселяет в торговцев и поклонников компании новые надежды
Прошлая пятница для продавцов контрабандных iPad2 стала черной. Официальный интернет-планшет от Apple появился сразу в четырех торговых сетях: Comfy, "Фокстрот", MOYO, iStore. Хоть здесь он и на треть дороже, чем в США, все же цены на iPad2 (от 5299 грн. за самую дешевую модификацию с 16 Гб до 8799 грн. за топовую с 3G и 64 Гб) ниже по сравнению со стоимостью "серой" продукции. Многие интернет-магазины до сих пор предлагают iPad2 по 6000 грн. и выше.
В США люди выстраивались в очереди, чтобы первыми обзавестись второй моделью интернет-планшета от Apple. В Украине iPad2 появился на 11 недель позже, и ажиотажа не наблюдалось. Но включение нашей страны в список, где интернет-планшет можно купить официально, обнадежило как приверженцев продукции Apple, так и торговцев электроникой.
"Белые" выигрывают
Ранее ассортимент от Apple в Украине ограничивался полноценными компьютерами, плеерами и аксессуарами, и торговцы давно хотели этот перечень расширить. "Мы видели, что на iPad есть спрос, поэтому всячески пытались договориться. Но пришли к соглашению только сейчас", – рассказывает PR-менеджер Comfy Ольга Роенко. Правда, от ретейлеров мало что зависит – решение приняла сама Apple. И оно свидетельствует о том, что компания стала больше внимания обращать на украинский рынок.
К нынешнему моменту уже многие украинцы обзавелись второй моделью iPad. По оценке GfK Ukraine, только в I квартале 2011 года конечным потребителям было продано около 2 тыс. планшетов на сумму около 12 млн. грн. И хотя исследовательская компания не раскрывает доли производителей, эксперты уверены, что наибольшая из них принадлежит именно Apple, и прогнозируют еще больший спрос на планшеты. "Рынок планшетных компьютеров пока небольшой, но он динамично развивается", – отмечает аналитик GfK Ukraine Валентина Печончик. Снижение цены на iPad и его появление в официальной продаже вызовет новый виток спроса на устройство. "В значительной степени он будет простимулирован рекламой", – считает директор официального дилера Apple компании iLand Юрий Власюк.
Правда, купить планшет пока можно далеко не во всех магазинах. По данным "Укрчастотнадзора", официально в Украину было завезено 1890 вторых iPad, и эксперты полагают, что замешкавшимся покупателям придется заказывать устройства и ожидать завоза следующей партии. Но даже в этом случае ретейлеры извлекут пользу от присутствия в их магазинах демонстрационных планшетов от Apple. "Подобные премиум-продукты позволят привлечь в торговые точки сети более состоятельных покупателей, а также повысить продажи за счет тех же аксессуаров. Такой ход не сразу принесет дивиденды, но со временем выгода от присутствия iPad на прилавках для магазинов станет ощутимой", – говорит директор розничной сети DiaWest Юрий Приходько.
Бой с тенью
Торговцы нелегальными планшетами от Apple все равно не унывают. "Цены на "серые" iPad быстро упадут, – утверждает Максим Савченко, директор интернет-магазина AppleStore. – А продавцы официальных устройств займут небольшую долю украинского рынка – около 20%". Для конкуренции с "белыми" планшетами пространство для маневра у "серых" продавцов еще остается. Большинство "нелегальных" iPad завозят в Украину из Гонконга, где их покупают у оптовиков по цене значительно ниже розничной.
На нелегальные покупки украинцев толкает и сама компания Apple. Ее онлайн-маркет iTunes Store все еще закрыт для Украины. И чтобы приобрести аудиоролик, видео, игру или полезное приложение для iPad и iPhone, отечественные пользователи Apple вынуждены искать обходные пути через аккаунты, зарегистрированные в других странах. Но эксперты предполагают, что iTunes Store вскоре должен открыться и для украинцев, поскольку без возможности загружать дополнительные приложения ценность iPad снижается.
Продавцы также лелеют надежду на то, что вслед за интернет-планшетом Apple начнет поставлять в Украине и смартфон iPhone. Но пока свои телефоны компания предпочитает продавать через мобильных операторов, а украинские компании вряд ли согласятся на условия продаж от Apple. "Средняя доходность от украинского абонента настолько низка, что субсидировать дорогую технику бессмысленно", – объясняет заместитель директора по маркетингу "МТС Украина" Святослав Горбань.
Виталий Жданов, Виктория Власенко, Фокус