Сюжет дня. В Украину может вернуться черный импорт автомобилей

28 сентября из неофициальных источников стало известно, что по просьбе отечественных автопроизводителей правительство Украины приняло решение обратиться в ВТО с требованием пересмотреть условия импорта. Эксперты и участники рынка в связи с этим ожидают возрождение эпохи серого и черного импорта автомобилей в Украине

По информации издания Коммерсантъ-Украина, Украина будет вести переговоры о пересмотре ставок пошлин на импортные автомобили в сторону повышения с существующих 10% до 25% - то есть до того уровня, который был до вступления страны в эту организацию.

Как пояснил Фокус.ua Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, каждые три года любое государство, вступившее в ВТО, имеет право обратиться в секретариат ВТО и провести консультации по таким вопросам. По его словам с 1995 года проводилось более трех десятков таких консультаций, и лишь восемь из них закончилось успехом. Но, как отметил Назаренко, не стоит ожидать, что Украина сможет получить одобрение у стран участников ВТО. "Пойдут ли в этих странах на то, чтобы нанести ущерб своим производителям, пойдут ли они Украине на встречу и какие за это потребуют компенсации. Об этом мы можем только догадываться", - отметил Назаренко и напомнил, что Украина, повысив пошлины в одной отрасли, должна будет снизить их в другой. "Не стоит забывать, что если по каким-то пунктам одна украинская отрасль экономики получит какие-то преференции, то неминуемо пострадает вторая. Все должно быть компенсировано. Да, можно создать новые рабочие места в автосборке, но взамен потерять рабочие места в какой-то другой отрасли", - пояснил Назаренко.

В тоже время, Олег Боярин, председатель правления ЗАО "Атолл Холдинг" считает, что от повышения пошлин на импортные автомобили будет больше пользы. "Повышение таможенных пошлин на импортные товары является одним из инструментов защиты внутреннего товаропроизводителя. Безусловно, повышение таможенной ставки на импортные автомобили до 25% положительно отобразится на работе отечественного автопрома. Таким образом, в стране создаются условия, в которых крупнейшие автопроизводители могут развивать национальное производство, поддерживать отечественную экономику, создавать рабочие места и увеличивать платежеспособный спрос. Более того, потенциал растущего отечественного авторынка в перспективе 3-5 лет вполне может заинтересовать мировых производителей в открытии производства на территории Украины", - отмечает он.

По прогнозам компании "Атолл Холдинг", к 2020 году объем продаж авто на отечественном рынке достигнет 1 млн. автомобилей в год. "Эту долю рынка могут занять 5-6 крупных производителей, выпускающих продукцию не только для Украины, но и для других стран. По такому пути идет Россия: запуск нескольких программ по поддержке отечественного производителя позволил привлечь на свою территорию более 16 мировых автопроизводителей; по оценкам специалистов такая стратегия развития автопрома в России подразумевает увеличение добавленной стоимости, созданной в государстве, в 4,5 раза до 2020 года", - приводит пример северных соседей Олег Боярин.

В тоже время в ВААИД не верят, что после таких изменений в Украину придут иностранные инвесторы и будут налаживать тут производство своих автомобилей, поскольку для того, чтобы предприятие было рентабельным, ему нужно продавать 200-400 тысяч автомобилей в год. По словам Назаренко, на украинском рынке в прошлом году было продано около 170 тысяч машин. "Какой инвестор сюда придет, если не рентабельно тут даже одному работать, а зная, что тут работает четыре автосборочных завода и эти несколько тысяч машин производства придется делить на всех?", - спрашивает он.

"Возможное введение пошлин на импортируемые авто очень серьезно навредит авторынку. Создастся искусственный барьер для ввоза на рынок самых востребованных автомобилей с объемом двигателя до 2,2 л. Отечественные производители не способны удовлетворить спрос в этом сегменте, прежде всего, с точки зрения качества, поэтому потребители в своем большинстве будут вынуждены покупать автомобили с большим объемом двигателя. В свою очередь это не будет стимулировать отечественных производителей к улучшению качества производства их продукции и развития мелкоузлового производства. Поэтому повышение пошлин - это абсолютно искусственная мера, не создающая реальных перспектив для развития украинского автопрома и прихода инвестиций в отрасль", - пояснил Фокус.ua Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы ООО "Торговый дом – НИКО" (официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине).

Роман Садрицкий, заместитель генерального директора "Джерман Моторз" (официальный дилер Volkswagen AG) также оценивает такие инициативы негативно. "Непонятно к каким улучшениям они должны привести? Если это инициатива в поддержку отечественного автопрома, то существует уже достаточно мероприятий, которые приняты на государственном уровне. Среди них льготы по налогообложению, фиксированная пошлина в размере 100 евро, которую оплачивают отечественные автопроизводители при импорте машинокомплектов. Если их недостаточно, то вряд ли удастся достигнуть положительного эффекта и поддержать автопром путем создания более сложных условий для импортеров", - считает он. По словам Садрицкого, отечественный автопром может спасти только грамотный менеджмент, грамотное продвижение товара на рынке и грамотная разработка самого товара. "Автопроизводители могли бы бороться за покупателя не путем лоббирования удорожания конкурентной продукции, а путем придания отечественным автомобилям ряда преимуществ, которые поднимут их привлекательность для конечного потребителя. Например, создание специальных условий на гарантийное и послегарантийное обслуживание, разработка выгодных пакетов финансирования, которые сделают отечественные автомобили доступными более широкому кругу покупателей. Борьба путем цены – это тупиковая стратегия, от которой в результате страдает конечный потребитель", - считает Садрицкий.

В ВААИД считают, что если же переговоры Украины с странами-участниками ВТО будут успешными, и планка для импорта будет поднята до 25%, ситуация на рынке автопродаж вернется к уровню 2008 года. "Станет интересно возить машины по-черному. Мы возвратимся к ситуации 2008 года. До 16 мая 2008 года была пошлина 25%, а также часть официального импорта, часть серого и часть черного. После того, как пошлину снизили до 10% - черный импорт практически исчез. Какой смысл завозить "в черную" машины? На взятки же больше дашь, на крышевание. Таким образом, черный импорт исчез. Серый импорт упал очень сильно", - отметил Назаренко.

Садрицкий также ожидает с повышением пошлин появления серого и черного импорта в Украине. "Понижение пошлины до 10% в 2008 году сделало продажу серых авто не выгодным в своей массе. Поскольку потребитель понимает, что разница в цене в $1000-$2000 между официальной и серой машиной – не перекрывает тех рисков, которые могут возникнуть при эксплуатации серого автомобиля. Если после увеличения пошлины разница в цене будет в $4 и более тысяч – даем отличный стимул активизировать работу серым импортерам. Сомневаюсь, что при этом значительно увеличатся продажи отечественных автомобилей. А вот отчисления в бюджет от импорта официальных автомобилей точно уменьшатся. И кто от этого будет в конечном итоге в выигрыше - остается непонятным", - отметил он.

Фокус.ua