Производить нельзя импортировать: итоги года на автомобильном рынке Украины

Минувший год вновь стал годом противостояния украинских автопроизводителей и автоимпортеров, передает агентство Интерфакс-Украина.

Related video

Такое противостояние произошло после шаткого перемирия 2010-2011 годов, когда удавалось достичь некоего баланса интересов на фоне вяло оживающего рынка после резкого сокращения продаж в кризисном 2009 году,"урезавшего" украинский авторынок в 4 раза и отбросившего его с седьмого на 14-е место в Европе.

На сей раз основным "раздражителем" стал утилизационный сбор, изначально введенный в России и ставший, с одной стороны, причиной ряда фактически ответных украинских законодательных актов и безуспешных попыток на высшем уровне достичь компромисса в вопросе взаимного неприменения этого сбора, а с другой - "искрой", из которой возгорелось пламя "гражданской" автомобильной войны, поясняет ситуацию агентство.

Напомним, что еще весной 2012 года появились сообщения о намерении России ввести так называемый "утилизационный сбор" на автомобили и автобусы с целью обеспечения экологической безопасности, в первую очередь защиты от ввозимого "автохлама".

Украинские операторы рынка в то время в большей степени были заинтригованы возбужденным еще в июне 2011 года по инициативе ассоциации автопроизводителей Укравтопром спецрасследованием в отношении импорта легковых автомобилей с объемом двигателя более 1 л и до 2,2 л, которое в марте 2012 года было продлено еще на два месяца.

Отвечая на вопросы журналистов, которых уже интересовали последствия решения о введении утилизационного сбора страной, которая является основным экспортным рынком для наших автомобилестроителей, операторы были еще расслаблены и довольно сдержанны в комментариях.

"Вот Россия хочет ввести утилизационный сбор, который будут уплачивать производители (а это закладывается в стоимость автомобиля), и это значит, что цена наших автомобилей на этом рынке вырастет. Но в данном случае, чтобы весь хлам не везли к нам, надо тоже вводить такой налог, и тогда на нашем рынке ВАЗы тоже подорожают, и в целом будет баланс", - говорил в мае 2012 года Тариэл Васадзе, народный депутат, почетный президент крупнейшей автокорпорации УкрАВТО, поставляющей в Россию экспортный вариант Lanos (Chance).

Владелец Запорожского автозавода признавал, что проблема утилизации автомобилей актуальна и для Украины. "Пока продавалось 100 тыс. автомобилей в год, это не было проблемой, а если будет 1 млн, то это уже станет большой проблемой, поэтому такой налог надо вводить", - отмечал Васадзе.

В июне на сайте Министерства экологии и природных ресурсов даже появился проект постановления правительства, согласно которому производители и импортеры автомобилей обязаны самостоятельно обеспечить заготовку и утилизацию непригодных для использования транспортных средств.

Или заключить договоры по их утилизации с уполномоченным предприятием, подчиненным Кабинету министров, либо с другой компанией, имеющей соответствующие мощности по заготовке и утилизации авто. Однако ставки сбора приведены не были.

Этот проект немедленно подвергла критике Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД), назвав предлагаемый сбор не более чем попыткой ввести еще один налог на владельцев автомобилей, поскольку в конечном итоге он будет заложен в стоимость авто.

Тем временем в РФ закон об утилизационном сборе с 1 сентября вступил в силу (ставки сбора составили приблизительно до 30% стоимости автомобиля). В соответствии с ним, на каждый автомобиль, ввозимый в Россию или произведенный на ее территории, должен уплачиваться утилизационный сбор. В то же время для производителей авто на территории России сделали исключение – они могут ограничиться гарантиями утилизации выпущенных авто в будущем.

Эксперты транспортной отрасли Украины отмечали, что решение РФ о введении утилизационного сбора значительно ужесточает конкуренцию для поставляемых на российский рынок украинских легковых автомобилей, для автобусов – создает угрожающую ситуацию, тогда как для большегрузных автомобилей (КрАЗ) практически закрывает российский рынок.

Как сообщает Интерфакс-Украина, страна резко активизировала "утилизационную" тематику и решила ввести "зеркальные" меры в отношении российских автомобилей, хотя эти намерения изначально вызывали критику, в частности юристов.

"Ответные (или "зеркальные") меры часто используются странами в качестве рычага политического давления, однако зачастую они противоречат обязательствам страны, которая их применяет. Таким образом, введение аналогичных мер в ответ на действия России может привести к нарушению международных обязательств Украины", - отмечал глава департамента международной торговли адвокатского объединения Волков и Партнеры Андрей Заблоцкий.

Однако уже на заседании правительства 5 сентября был рассмотрен проект постановления о введении практически симметричного утилизационного сбора на автомобили и автобусы, поставляемые из РФ, но обнародовано оно было только 12 сентября.

Согласно расчетам агентства, отличие ставок утилизационного сбора от установленных РФ при текущем курсе грн/руб. Нацбанка Украины по легковым автомобилям не превышало 9%, по новым грузовым и автобусам (за исключением категории до 2,5 тонны) эта разница составляет до 30%, подержанным - не превышает 6,5%.

Еще в преддверии обнародования этого решения министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко встречался с главой коллегии Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко, который выразил надежду решить вопрос отмены Россией утилизационного сбора на ввоз украинских автомобилей на саммите глав правительства стран СНГ в Ялте 28 сентября 2012 года.

Стоит отметить, что премьер-министр Николай Азаров после принятия постановления публично выражал надежду на достижение договоренностей с РФ о взаимном неприменении утилизационного сбора, однако на состоявшемся 28 сентября саммите в Ялте решение по этому вопросу так и не было принято.

Тем временем автоимпортеры поддержали это решение правительства, тогда как автопроизводители сочли его поспешным и непродуманным и настаивали на том, что Украине необходим аналогичный российскому закон, который будет регламентировать взимание утилизационного налога, с соответствующим внесением изменений в Налоговый кодекс.

Дальнейшие события показали, что это правительственное постановление в Украине так и не заработало, тогда как украинские производители стали нести реальные потери на российском рынке.

Пока, суть да дело, эксперты не уставали строить прогнозы и предположения от введения Россией и Украиной утилизационного сбора. "Продажи автомобилей в Украине с введением страной утилизационного сбора могут сократиться пропорционально подорожанию этих автомобилей с учетом заложенного в их себестоимость нового сбора", - считал гендиректор ВААИД Олег Назаренко.

"Есть понятие финансовой емкости рынка: если в Украине на сегодня она составляет $5 млрд и за эти деньги люди купили 200 тыс. автомобилей (в 2011 году - ИФ), то при увеличении цены на 10% соответственно делим емкость на измененную цену: будет продано на 10-12% автомобилей меньше", - сказал он.

Назаренко считает, что после введения обеими странами утилизационного сбора российские покупатели украинских автомобилей, учитывая их подорожание, скорее всего, сделают выбор в пользу недорогих иномарок.

В то же время украинский покупатель ВАЗов (преимущественно сельские жители) все равно будет стремиться покупать даже подорожавшие авто этой марки, так как они подходят для украинских дорог и их можно ремонтировать своими силами вследствие доступности запчастей.

По его мнению, для России возможное сокращение продаж на украинском рынке сбора станет "комариным укусом" с учетом небольших объемов экспорта (1,5%), тогда как 95% украинского автоэкспорта приходится на РФ.

Пока украинские власти вновь и вновь предпринимали попытки найти с РФ взаимопонимание в вопросе неприменения утилизационного сбора и делали заявления о том, что такое решение будет "вот-вот принято", в Верховной Раде были зарегистрированы законопроекты о введении утилизационного сбора на импортируемые из всех стран и производимые авто и внесении необходимых изменений в Налоговый кодекс.

Законопроектами, по аналогии с российским законом, автопроизводителям (но только производящими автомобили по циклу сварка-окраска сборка) было разрешено ограничиться гарантиями утилизации автомобилей.

Ставки предлагаемых налогов практически соответствовали предложенным правительством в сентябрьском постановлении, однако не конкретизировалось понятие "бывшие в употреблении автомобили" в зависимости от возраста авто.

"Принятие закона об утилизационном сборе не решит вопрос утилизации автомобилей в Украине и приведет к очередной волне кризиса на автомобильном рынке с последующими сокращениями персонала (около сотни тысяч рабочих мест) и закрытием десятка тысяч автомобильных и сервисных предприятий", - говорили автоимпортеры.

При этом они отмечали, что это также создаст неконкурентные условия для участников рынка, негативно скажется на общем состоянии отрасли Украины в целом и "создаст монопольное положение единственному украинскому заводу - ЗАЗ, который сегодня выпускает легковые автомобили в полном цикле и будет освобожден от уплаты утилизационного сбора".

"Автомобильный рынок Украины, объем которого в текущем году ожидается на уровне прошлого года (220,6 тыс. ед.), после введения утилизационного сбора может сократиться не менее чем на 30% и составит 150-160 тыс. автомобилей, что соответствует объемам 2009 года", - подсчитали в Группе компаний АИС, в которую входит Кременчугский автозавод, собирающий автомобили методом крупноузловой сборки.

При этом, по их оценке, средняя стоимость наиболее популярных автомобилей основных производителей вырастет минимум на 15-25%.

В то же время автопроизводители возмущенно отметили, что по полному циклу легковые автомобили и автобусы выпускает также корпорация "Богдан", грузовые автомобили – "АвтоКрАЗ" (который уже заявил о фактическом прекращении поставок в Россию), автобусы – Львовский автобусный завод.

При этом они напоминали, что доля автомобилей украинского производства постоянно сокращается на украинском авторынке, и отвергали мнение о подорожании автомобилей.

"Введение Украиной утилизационного сбора на колесные транспортные средства позволит отечественным автопроизводителям увеличить свою долю в общем объеме рынка вдвое по сравнению с занимаемой в настоящее время 18%", - заявляли в ассоциации "Укравтопром".

Тем временем 20 ноября текущего года Верховная Рада не без проблем приняла за основу депутатские законопроекты (Кабмин буквально за день внес в ВР собственные законопроекты, однако депутаты не стали их рассматривать, сочтя, что они фактически дублируют депутатские), и даже запланировала принять его в целом по ускоренной процедуре – 4 декабря.

Такое решение еще больше обострило противостояние автопроизводителей и импортеров, тем более что импортеры небезосновательно предположили, что от уплаты сбора лобби попытаются освободить и предприятия, собирающие авто крупноузловым методом (соответствующую поправку действительно подготовил ко второму чтению народный депутат Дмитрий Святаш, почетный президент АИС).

"Утилизационный сбор откроет путь к замене старых автомобилей на новые", "Украинских автомобилистов вообще не затронет утилизационный налог. Никакого повышения цен не будет", - заявляют украинские производители, считая, что мировые автопроизводители, с учетом интереса к украинскому рынку, "абсорбируют" затраты за уплату сбора, снизив отпускные цены на автомобили в Украине на величину аналогичную сбору (т.е. на $900-3800).

При этом автопроизводители предполагают, что введение сбора позволит им нарастить производство не менее чем на 30%.

В свою очередь в ВААИД задались ответным вопросом: если иномарки не подорожают за счет "абсорбации" потерь по утилсбору автопроизводителем; т.е. после введения утилсбора ничего на авторынке Украины не изменится, то почему же и за счет чего вырастет на 30% производство украинских автозаводов, которые сейчас якобы "находятся на грани закрытия"?

Между тем украинские автозаводы (ЗАЗ и Богдан) заявили о том, что прекращают производство в декабре, а последний сообщил, что в условиях отсутствия господдержки и внятной политики стимулирования рынка не может даже сформировать производственный план на первый квартал 2013 года…

Верховная Рада шестого созыва так и не приняла в целом закон об утилизационном сборе, и сама канула в лету – 28 октября в Украине прошли парламентские выборы. "Законопроект об утилизационном сборе на автомобили, прошедший первое чтение в Верховной Раде нынешнего созыва, далее будет рассматривать уже парламент нового созыва", - сообщал 5 декабря лидер самой крупной фракции Партии регионов Александр Ефремов.

Однако до Нового года судьба нового закона так и осталась нерешенной, а противоборствующие стороны замерли в ожидании.

Справедливости ради надо отметить, что авторынок Украины в 2012 году будоражили не только утилизационный сбор, но и так и не обнародованное решение по результатам спецрасследования на импорт легковушек, и инициативы автопрома о повышении ввозных пошлин, и уведомление Украины о пересмотре своих обязательств в ВТО…

Сам авторынок, в отличие от прошлых лет, продемонстрировал фактическое равнодушие к "страшилкам", не отреагировав "всплесками" продаж. По итогам года он даже не достиг прошлогоднего показателя 220,6 тыс. легковых авто, а ведь в начале года эксперты были уверены в росте хотя бы на 10-15%…

Производство же автомобильного транспорта в январе-ноябре 2012 года сократилось на 24,4% - до 72,79 тыс. автомобилей и автобусов, тогда как по итогам девяти и 10 месяцев падение составляло 22%.

При этом падение производства, как и в течение всего года, обусловлено, в первую очередь, сокращением выпуска легковых автомобилей – по итогам 11 месяцев оно сократилось на 25,8% - до 66,62 тыс. Снижение производства автобусов ускорилось до 5,2% (выпущено 3,214 тыс.), грузовых и коммерческих автомобилей - до 4,1% (2,954 тыс.).

По-видимому, справедливой остается и позиция автопроизводителей (которые параллельно являются и импортерами!) - "Украина должна, наконец, определиться, нужен ли ей собственный автопром, а если поддержка отрасли не входит в ее планы - тогда мы просто закроем заводы, выгоним людей на улицу и спокойно займемся импортом".

На вопрос, что сегодня им мешает сделать это, они отвечают, что все еще продолжают надеяться на то, что власти все-таки обратят внимание на высокотехнологичную отрасль, в которой заняты тысячи работников.

В октябре минувшего года Министерство экономического развития и торговли с целью преодоления отрицательного сальдо во внешней торговле предложило в 2013 году поручить соответствующим органам (МЭРТ, Минфин, Минюст и др.) разработать комплекс мер для обеспечения развития отечественного конкурентоспособного легкового автомобилестроения…

А тем временем Минэкономразвития РФ предложило всем автопроизводителям либо уплачивать утилизационный сбор, либо гарантировать утилизацию производимых автомобилей, о чем сообщил замглавы ведомства Алексей Лихачев на встрече с журналистами в конце года.

По материалам Интерфакс-Украина