Украина всерьез намерена развивать автоспорт как шоу, и как бизнес

Рев мощных моторов, дым от горящей резины, дорогие гоночные машины и неистовствующие фанаты… Именно так нам представляются автомобильные гонки. Но за каждым выбросом адреналина, каждой вспышкой эмоций кроется вполне измеримый рациональный эквивалент. Что нужно сделать, чтобы автоспорт начал приносить прибыль? Об этом наш материал

Related video

Как и любой яркий масштабный проект, автоспорт требует значительных инвестиций. Однако эти вложения с лихвой окупаются щедрыми спонсорскими контрактами, поступлениями от реализации эксклюзивных прав на телетрансляции, продажу брендированной продукции, зрительских билетов. Например, за стандартную возможность лично насладиться зрелищем "Формулы" в Европе придется выложить не менее 70-100 евро за единоразовое посещение. Стоимость эксклюзивных билетов может достигать 1000 евро и выше, например, в VIP-ложе. Тут можно не только увидеть, как работает команда механиков, обслуживая авто на пит-стопе, но даже пообщаться с самим гонщиком.

Разумеется, "Формула 1" – это наивысший пилотаж, как в спортивных, так и в финансовых высотах индустрии. Естественно, далеко не все автоспортивные дисциплины способны приносить одинаковую прибыль. Но несмотря на это, дальновидные люди все же усматривают в отечественном автоспорте привлекательные перспективы для инвестирования. Во всяком случае, на эти мысли наталкивают процессы реорганизации в Автомобильной федерации Украины (FAU), которые начались с приходом нового руководства.

- В прошлом году, - отметил Первый вице-президент FAU Виктор Янукович (младший), - мы дали старт реформированию Автомобильной федерации Украины. Прежде всего, хотим превратить эту мощную организацию в эффективный рабочий механизм. Сегодняшняя первоочередная задача – собрать профессионалов, объединить разрозненные организации, создать прозрачные условия для инвесторов. Спонсорские средства будут привлекаться для развития спортивной инфраструктуры, качественного проведения соревнований, популяризации автоспорта.

Нужно сказать, что в 2012 году автоспорт в нашей стране сделал серьезный шаг вперед. Под эгидой FAU в разных спортивных дисциплинах было проведено четыре международных соревнования, 38 этапов чемпионатов Украины, 16 этапов Кубка Украины, 20 этапов национальных серий, 31 клубное и 22 национальных соревнований. По сравнению с прошлыми годами число организованных автомобильных состязаний выросло на треть. Не менее убедительным стал и прорыв отечественного автоспорта на международный уровень. В первую очередь, это стало возможным благодаря созданию национальной команды Ferrari Team Ukraine, выступающей в серии GT, и успехам украинских гонщиков на престижных мировых аренах. Впервые в истории украинского автоспорта наша команда принимала участие в чемпионате Ferrari Challenge и, как для дебютанта, проявила себя очень достойно, показав четвертый результат в общем зачете. Таким образом, фундамент на будущее уже заложен.

Впрочем, как говорится, будущее – это хорошо забытое прошлое. Автоспорт в нашей стране развивается далеко не на бесплодной почве. Достаточно сказать, что Автомобильной федерации Украины в этом году уже исполнилось 20 лет. А во времена Советского Союза автоспорт был одним из самых популярных видов, наряду с футболом и хоккеем.

– В 70-е годы в Киеве было построено одно из лучших на то время подобных сооружений в стране – спорткомплекс "Чайка", – вспоминает киевлянин, мастер спорта и двукратный чемпион СССР по шоссейно-кольцевым гонкам Леонид Леонов. – Интерес к перегонам был огромный. Соревнования собирали до ста тысяч зрителей – столько же, сколько футбольный республиканский стадион. От станции метро "Нивки" на "Чайку" ходили специальные автобусы, под завязку набитые болельщиками. Такова была государственная политика. Каждое крупное автотранспортное предприятие обязано было содержать свою автоспортивную команду. На всех автозаводах, в первую очередь, на ВАЗе, ГАЗе тысячи сотрудников целенаправленно занимались спортивными разработками.

Как показывают результаты опросов, украинцы любят и интересуются автогонками, называя их в "пятерке" наиболее популярных видов спорта. То есть, и тут резерв для роста есть.

– Автомобильные гонки являются, пожалуй, наиболее зрелищным видом спорта, - сказал президент Ассоциации дрифтинга Украины Максим Миллер. – Но в то же время в этой сфере особое значение приобретают вопросы безопасности. Для нас это положительный знак, что нынешнее руководство Федерации уделяет этим проблемам большое внимание. В минувшем году Ассоциация дрифтинга вступила в FAU. Это означает, что дрифтинг как спорт в нашей стране обрел легальный статус. Любые соревнования в этой дисциплине будут находиться под официальным контролем и станут более безопасными как для самих участников, так и для окружающих.

Для достижения своих амбиционных задач FAU вошла в Международную автомобильную ассоциацию, презентовала новый сайт Федерации, специальное мобильное приложение, созданное для автоспортсменов и автомобилистов. Уже начал работу официальный интернет-магазин по продаже вещей с гоночной символикой.

Конечно, о суммах привлеченных инвестиций и прогнозируемых доходах отечественного автоспорта говорить пока что рано, ведь автоспорт - это то направление, которое не дает быстрого возврата средств, но развивает другие высокотехнологичные отрасли, способствует развитию инфраструктуры, повышает туристическую привлекательность страны и позитивно влияет на международный имидж государства.