Гонка продолжается. Украинцы опустошили склады автомобильных дилеров

Повышение пошлин на иномарки привело к буму продаж — украинцы опустошили склады автомобильных дилеров. Сразу после этого продажи обвалились

Related video

Лоик Сибрак, директор представительства "Ситроен Украина", войдет в историю компании благодаря рекордным показателям — продажи этого французского бренда в Украине росли быстрее, чем где-либо в Европе, только в апреле достигнув 104%.

Показатели других автодилеров тоже зашкаливают. "Спрос в целом по рынку в апреле превышал прошлогодний показатель за этот период на 32,5%", — говорит Ян Птачек, глава правления Renault в Украине. Довольны результатами марта – апреля и в автомобильном холдинге "Ниссан Мотор Украина". "В апреле было продано на 37% больше авто по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", — сообщает Владимир Иванов, начальник отдела по связям с общественностью компании "Ниссан Мотор Украина".

Импортеры использовали повышение пошлин как маркетинговый прием. На официальном сайте Renault вывешен призыв: "Не ждите последнего дня! Купите Renault по старой цене" и примечание: количество машин ограничено. "Зафиксируй цену! Покупай без пошлин!" — советует со своей интернет-страницы импортер Geely.

Результат превосходит ожидания. Только в апреле украинцы купили 26 тыс. новых "акционных" авто. Хорошо продавались даже автомобили украинской сборки, на цену которых пошлины вообще не влияют. По подсчетам информационно-аналитической группы Auto-Consulting, в апреле продажи отечественных производителей выросли на 25–50%.

Цена вопроса
Стоимость пошлин импортеры, конечно же, уже закладывают в стоимость машины. "Мы скорректировали цены на бензиновые версии легковых автомобилей, растаможенных с учетом новых пошлин", — говорит Ян Птачек. Некоторые импортеры утверждают, что, "смешав сток и вновь поступившие авто", им пока удается держать цены "почти на прежнем уровне". Но, конечно, нет сомнений, что в ближайшее время цены на иномарки поднимут все, кого коснулись спецпошлины.

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко подсчитал, что в результате роста налоговой нагрузки иномарки подорожают на 8–15% в зависимости от объема двигателя. "Дополнительная пошлина на автомобили с двигателями 1–1,5 л составляет 6,46%, но она привела к подорожанию автомобилей Citroеn на 5%, а пошлина в 12,95% (1,5–2,2 л) — на 10%", — приводит пример Лоик Сибрак. "Общее повышение цен пока было незначительным, около 3%, и не компенсировало последствий от введения пошлин", — говорит Владимир Иванов.

Автомобильный бум начал утихать в мае. "После апрельского ажиотажа мы увидим снижение продаж автомобилей на рынке в целом", — говорит топ-менеджер Renault в Украине. И не только он. "Рынок в 2013-м в целом будет стагнировать и при оптимистичном сценарии останется на уровне прошлого года", — прогнозирует Владимир Иванов. По словам Олега Назаренко, импортеры намерены ограничить поставки новых автомобилей — вплоть до исчерпания запасов на складах. Уже в мае, по данным AUTO-Consalting, продажи упали по сравнению с апрелем на 41%.

Кто не успел — не опоздал
Нельзя сказать, что в ближайшее время все иномарки подорожают. Дополнительной пошлиной не облагаются автомобили с двигателями меньше 1 л и больше 2,2 л. То есть значительная часть машин будет завозиться по старым ставкам. Не облагаются дополнительным налогом и автомобили с дизельными двигателями. А также электрокары.

К дизельному буму готовятся все автомобильные компании. Рост продаж таких авто — тренд последних лет на отечественном рынке. "Еще пару лет назад дизельные версии легковых моделей занимали около 10% рынка, по итогам 2012 года этот показатель достигал 17%, а сегодня на их долю приходится 18%", —говорит Лоик Сибрак. Более 40% всех продаж Citroеn — именно дизельные версии разных моделей. В Европе уже много лет дизельные машины пользуются большей популярностью: около 60% продаж. Для сравнения: в России этот показатель составляет всего 6%.

Действовать надбавка будет до середины апреля 2016 года. За это время отечественный автопром должен подняться с колен. Несмотря на альтернативу, украинцы не в восторге от нововведения. Реальность такова, что отечественное производство не может полностью удовлетворить запросы потребителя. И повышение пошлин на импорт вряд ли приведет к экономическому чуду в украинском автопроме.

Виктория Липка, Фокус