Родные колеса. Как в СССР создавали автомобили Запорожец и Волынь
Украинский автопром производил клоны иностранных и военных машин со времен СССР
Пошлины на иномарки оживили отечественный автопром. Но машины, которые уже собирают или планируют собирать в Украине, отечественными можно назвать весьма условно. Так было и в советские годы — с той лишь разницей, что иностранное происхождение "Запорожца" и "Волыни" не афишировалось
Народный любимец
В середине 1950-х послевоенная Европа переживала бум микролитражек: с конвейеров сошли Volkswagen Käfer (он же "Жук"), Isetta и Fiat 600. Следуя западному тренду, в 1958 году Совет министров СССР распорядился начать производство таких машин на Московском заводе малолитражных автомобилей. Для подражания советские инженеры взяли тогдашний автохит — Fiat 600. Но полностью скопировать "итальянца" не удалось: опыта выпуска заднемоторных авто в СССР не было, а из-за низкого качества дорог диаметр колес пришлось увеличить с 12 до 13 дюймов. Это потребовало создания нового мотора, и конструкторы остановили выбор на 23-сильном двигателе воздушного охлаждения. Прототипом для этого мотора послужил движок немецкого Volkswagen Käfer, за что инженеры в шутку называли проектируемый автомобиль "Фиат Фольксвагенович". Для выпуска автоновинки перепрофилировали Запорожский комбайновый завод "Коммунар", а для производства моторов — завод легких дизелей в Мелитополе.
В июле 1960-го новый двухдверный ЗАЗ-965 "Запорожец" представили в Кремле. Генсек Никита Хрущев остался доволен "малышом", но потребовал, чтобы цена автоновинки была доступной для трудящихся. Пожелание учли: если "Волга" ГАЗ-21 стоила 50 000 рублей, то для "Запорожца" утвердили цену в 18 000 рублей (после денежной реформы 1961 г. — 1800 рублей) или 20 средних зарплат, или, как шутили в те годы, 1000 бутылок водки.
Едва появившись на дорогах, "горбатый" стал объектом шуток и героем анекдотов. "Консервная банка системы "Запорожец" — так назвал машину киногерой Андрея Миронова в фильме "3+2" (1963 г.).
Автовладельцы жаловались на тесноту в салоне и неудобство доступа на задние сиденья. "Лихачи" критиковали двери, которые открывались во время движения. Кроме того, характер владельцев "Запорожца" закаливали высокий уровень шума в салоне, перегрев двигателя летом и затрудненный пуск в мороз.
Но авто подкупало своей дешевизной, неприхотливостью, ремонтопригодностью и проходимостью. Это обеспечило ему всесоюзное признание — за девять лет с конвейера сошло более 300 тысяч "горбатых". И хотя эта модель создавалась с оглядкой на итальянского собрата, существовала экспортная модификация — Jalta. Европейский "Запорожец", кроме улучшенной шумоизоляции и внутренней отделки, оснащался еще пепельницей, радиоприемником и левым боковым зеркалом.
В 1967-м вахту у "горбатого" принял ЗАЗ-966, который из-за выступающих воздухозаборников получил народное прозвище "ушастый". Новая модель существенно отличалась от предыдущей: "ушастый" был крупнее, мощнее и комфортнее. Взлетела и цена — до 3000 рублей. "Донором" для этой машины стал западногерманский NSU Prinz 4, который и сам многое позаимствовал у американского Chevrolet Corvair 1959 года. Но знаменитые "уши" были индивидуальной особенностью "Запорожца" — так боролись с перегревом двигателя, главной проблемой автомобиля. На смену 966-му в 1970 году пришел 968-й "Запорожец", а спустя 10 лет появился ЗАЗ 968М — эту модель, потерявшую "уши", в народе прозвали "мыльницей".
Каннский призер
В 1970-х Минавтопром СССР поручил конструкторам "Коммунара" взяться за разработку популярных на Западе переднеприводных автомобилей. К тому же в Запорожье на свой страх и риск уже давно экспериментировали с передним приводом. Рабочим названием будущей "Таврии" была "Перспектива", а аналогом для нее послужил американский Ford Fiesta — лучший автомобиль 1976 года.
Начать серийное производство планировали в 1981 году. Но из-за чиновничьих проволочек и недостаточного финансирования старт затягивался. Поэтому "Запорожец" не стал первой в Союзе переднеприводной машиной: в 1984-м лидерство перехватил ВАЗ-2108 "Спутник". Выпуск "Таврии" освоили лишь спустя три года. Автоновинка стоила 5100 рублей и компоновалась новым 53-сильным двигателем — охлаждение стало водяным, а движок располагался впереди.
"Таврия" позиционировалась как бюджетный автомобиль. В конце 1980-х для западного рынка был снят рекламный ролик, в котором автовладелец заправляет машину несколькими каплями бензина из своей зажигалки. Ролик завоевал в Каннах "Бронзового льва" в номинации "торговая реклама".
Спрос на автоновинку был огромен: "Таврии" экспортировали не только в страны соцлагеря и Западную Европу, но и в Азию и Латинскую Америку. Впрочем, "Таврия" имела существенные недостатки: тормозная система была несовершенной, а при лобовом столкновении капот мог попасть в салон автомобиля.
Новое поколение ЗАЗов стало базой новой линейки автомобилей, включавшей пикапы и пятидверную "Славуту". Последняя "Таврия" сошла с конвейера в 2007-м, а четыре года спустя завод прекратил выпускать и "Славуту".
Деревенский джип
В середине 1960-х не каждое бездорожье было по силам "Запорожцу": жители деревень остро нуждались в доступном и надежном внедорожнике. Минавтопром возложил разработку "деревенского джипа" на конструкторов запорожского "Коммунара". За основу взяли выпускавшийся с 1961 года на Луцком автомобильном заводе транспортер переднего края (ТПК) — полноприводную военную амфибию, предназначенную для эвакуации раненых с поля боя.
В отличие от "папаши", новый джип плавать не умел, но получил все качества внедорожника, включая внушительные 28 см дорожного просвета. "Волынь" была полноприводной: ведущим служил передний мост, а задний подключался при необходимости. От ТПК машина получила 30-сильный двигатель. Кроме того, о военных корнях напоминала непритязательная внешность и спартанский салон.
Украинские микроджипы начали массово производить в Луцке в 1966 году. Несмотря на брезентовую крышу, отсутствие замков на дверях и неудобные сиденья, стоил внедорожник на 1000 рублей дороже "ушастого" "Запорожца" — 4000 рублей. Однако луцкому вездеходу не суждено было доехать "до самых до окраин" советского государства. Мощности ЛуАЗа не позволяли нарастить производство: в начале 1970-х завод за год мог собирать лишь 5 тысяч автомобилей, тогда как ЗАЗ ежегодно производил 100 тысяч "Запорожцев". Поэтому "Волынь" сперва была доступна лишь автолюбителям Украины, Белоруссии, Молдавии и европейской части России.
В 1976-м конструкторы решили усовершенствовать внедорожник. Ожидаемой водителями жесткой крыши джип не получил, зато новая "Волынь" компоновалась 40-сильным движком, "жигулевскими" сиденьями, лампой освещения салона, пепельницей и замками на дверях.
Роман Фещенко, Фокус