Мозги на колесах: Три технологии, которые изменят автомобили будущего
Автомобили будущего будут работать на вечном двигателе и летать по воздуху, пророчили фантасты. Пока до воплощения этих прогнозов далеко. Но в ближайшие несколько лет передовые технологии позволят создать доступные по цене электромобили с искусственным интеллектом, не уступающие по уровню комфорта лучшим традиционным автомобилям. Фокус.ua выбрал три новейшие разработки, которые перестали быть фантастикой и скоро будут править бал на автомобильном рынке
Заправка без розетки
"Король умер, да здравствует король!", – провозгласили hi-tech-журналисты и переключили свое внимание с безвременно ушедшего Стива Джобса на новую звезду Элона Маска.
Один из основателей платежной системы PayPal, всерьез "болеет" сразу несколькими высокотехнологичными идеями. Он основал компанию Space X, которая перехватила у NASA знамя первенства в освоении космического пространства – в этом году ее корабль Dragon X стал первым частным кораблем состыковавшимся с Международной космической станцией.
Однако больше всего известности Маску принесло другое его начинание – автомобильная компания Tesla. Именно в связи с его деятельностью на автомобильном поприще Маска часто называют новым Стивом Джобсом.
Идеи Маска в меру революционны, продукты доведены до совершенства, их маркетинг безупречен, а влияние на индустрию и массовое сознание растет быстрыми темпами. Все как у Джобса в лучшие годы.
Подобно Джобсу, Маск ничего не изобретает. Он лишь доводит до совершенства старые идеи, делая их по-настоящему привлекательными для рядовых потребителей.
Ранее электричество и автомобили соединялись в сознании рядового потребителя лишь в виде маленьких машинок, которые не годятся ни на роль семейного автомобиля, ни на роль имиджевого решения, способного подчеркнуть статус и финансовое благополучие владельца.
Продукция Tesla оказалась глотком свежего воздуха для автоиндустрии, подобно тому, как iPhone в свое время всколыхнул рынок мобильных телефонов.
Машины компании Маска ездят на электричестве, но при этом представляют собой полноразмерные комфортные средства передвижения. У них современный и вполне впечатляющий дизайн. Они способны обеспечивать комфорт при езде. А заряда аккумуляторов хватает на 300-400 км пробега, что на сегодня уже является неплохим показателем для электромобилей.
Компания Маска получила займ от правительства США на развитие, однако досрочно погасила его и окончила последний квартал с прибылью $750 млн, что вызвало невиданный ажиотаж на фондовом рынке.
Самой популярной моделью компании является автомобиль Model S. Это крупный седан с длиной кузова почти 5 м. Цена базовой модели начинается от $60 тыс. Автомобиль способен проехать от одной зарядки более 480 км. Фактически, это первый в мире электромобиль, который не производите впечатления "гиковской" машинки, купить которую способен только чудак, ставящий заботу о планете выше собственного комфорта.
Безусловно, электродвигателям пока далеко до обычных бензиновых в плане мощности, поэтому любители "давить тапку в пол" еще долго будут скептически смотреть на машины нового поколения. Но для тех водителей, которые свято чтят знаки ограничения скоростного режима на дороге, электромобили вполне подойдут и в динамике не уступят бензиновым конкурентам.
Успехи Tesla подстегивают титанов автопрома. Крупные автомобильные компании одна за другой заявляют о скором выпуске своих электромобилей премиум-сегмента. Например, BMW объявила о строительстве завода по сборке новой серии электромобилей серии i, при этом проект можно назвать полностью концептуальным, поскольку энергия, необходимая для функционирования завода будет полностью "зеленой".
Прививка интеллекта
Избавившись от тяжелого наследия XX века в виде неэкономичных и неэкологичных бензиновых двигателей, автомобили будущего остались наедине с еще одной проблемой, которая, как говорится, заключается в "прокладке" между рулем и водительским сиденьем.
Различные бортовые компьютеры появились в автомобилях давно. Однако до сих пор их приоритетные задачи – диагностика состояния авто, контроль за расходом топлива и сервисными интервалами. Более продвинутые функции, например, помощь при парковке или слежение за тем, чтобы автомобиль находился в своей полосе по ходу движения пока остаются прерогативой дорогих моделей.
И тут на помощь автопрому устремилась все та же компания Apple. В 2011-м вместе с iPhone 4S компания представила голосового ассистента Siri, которого журнал Time назвал технологическим прорывом года.
Суть работы Siri заключается в том, чтобы понимать запросы пользователя, сформулированные обычным человеческим языком. Система использует сторонние поисковые системы, например, уникальный сервис WolframAlpha для того, чтобы в считанные секунды предоставлять пользователю необходимые ответы.
Также Siri способна по запросу пользователя создавать события в календаре, отправлять продиктованные сообщения и письма, прокладывать навигационные маршруты и т.д.
Пользователи iPhone уже знают, насколько это удобно. Правда, система Siri еще далека от совершенства. Она понимает лишь несколько языков, и ее ответы на многие запросы все еще скудны и специфичны.
Однако, Siri все же в разы превосходит любые "мозги", которые сегодня можно встретить даже в самых дорогих автомобилях. Учитывая высокую популярность iPhone, вопрос о союзе между Apple и автомобильными производителями был лишь вопросом времени.
Недавно Apple представила специальные средства разработки, воспользовавшись которыми производители автомобилей могут интегрировать iPhone и Siri в систему управления.
Нет, безусловно, руль и педали никто пока Siri не доверит. Но вот разместить кнопку, активирующую Siri на iPhone, который водитель предварительно установил на док-станцию, встроенную в приборную панель машины, это запросто.
Теперь водителю не нужно тянуться к iPhone, установленному где-то на липучке около ветрового стекла, и тыкать пальцем в кнопку на его корпусе, пытаясь одновременно следить за дорогой. Кнопка, отвечающая за активацию Siri, будет расположена на самом удобном месте. Выбор места, конечно, остается за пользователем, однако чаще всего речь идет о рулевой колонке – там обычно размещают кнопки управления музыкой, круиз-контролем и т.д.
Среди брендов, которые уже "подписались" за Siri в своих автомобилях есть не только премиальные Acura, Ferrari и Jaguar, но и такой гигант как Mercedes-Benz и менее дорогие, но широко распространенные Honda, Nissan, Volvo, Opel, Chevrolet, Kia и Hyundai.
Долой водилу!
Google, с некоторых пор являющийся непримиримым врагом Apple, не расстается с мыслью одним махом переплюнуть конкурента на авторынке. Популярность платформы Android растет огромными темпами, однако о масштабной интеграции этой платформы в продукцию ведущих автомобильных брендов речь пока не идет.
Зато Google уверенно лидирует на другом фронте. Компания тестирует уникальную разработку – беспилотный автомобиль, созданный на базе популярной гибридной модели Toyota Prius.
Руководит разработкой модели инженер Google Себастьян Трун, ученый из Стэнфордского университета, где он возглавляет Лабораторию искусственного интеллекта. Автомобиль, внешне сильно отличающийся от серийной модели благодаря размещенным на крыше антеннам и камерам, уже вполне уверенно передвигается по дорогам штата Невада, где с подачи Google власти в прошлом году приняли закон, разрешающий свободное передвижение беспилотных автомобилей.
Тестирование проходит настолько успешно, что еще два штата – Калифорния и Флорида – также приняли соответствующие законы, позволяющие использовать на их территории автомобили без водителей.
Благодаря набору сенсоров "поумневший" Prius умеет сам выбирать скорость движения, наиболее соответствующую условиям на дороге, держать дистанцию с другими транспортными средствами, притормаживать перед препятствиями.
В одном из отчетов инженеры Google рапортуют, что смогли проехать на автопилоте в общей сложности уже более 500 тыс. км без единой аварии. Один инцидент, правда, имел место, однако компания уверяет, что тестовый Prius столкнулся с другой машиной, когда за рулем был человек, а автопилот был отключен.
С недавних пор, автопарк тестируемых автомобилей с автопилотом пополнился еще двумя моделями – Lexus RX450h и Audi TT.
О поступлении подобных машин в продажу речь пока не идет. Тестовые экземпляры стоят просто феноменальных денег – одна только система лазерных сенсоров оценивается в $70 тыс. А общая стоимость оборудования, обеспечивающего беспилотное движение, составляет около $150 тыс.
Однако уже в течение трех-четырех лет стоимость этой технологии может опуститься до приемлемой для серийного производства, уверены в Google. К тому времени подоспеет и законодательная база (по крайней мере, в США), что обеспечит автомобилям без водителя светлое будущее.
Алексей Бондарев, Фокус.ua