И целого мира мало. Пять технологий, изменивших современность

Фокус определил пять инновационных технологий, которые изменили мир за последние годы

Related video

Когда те, кому сегодня за тридцать, ходили в школу, телефоны еще имели провода, а телевизор был главным развлечением масс. Через пару десятилетий сегодняшние школьники забудут, что такое компьютеры, которые нельзя носить, как часы или очки. Смартфоны и планшеты уступят место гаджетам нового поколения, телевидение умрет под напором интернета, гиганты IT-индустрии уступят место свободному программному обеспечению, а виртуальная реальность для миллионов станет более подлинной, чем настоящая.

Вот пять технологий, которые до неузнаваемости изменили мир уже сегодня и продолжат менять его в обозримом будущем.

Новая реальность
Гаджеты ближайшего будущего станут не только выглядеть иначе, чем сейчас, но и смогут по-другому взаимодействовать с пользователем. Ключевое слово здесь "реальность", которая может быть либо "дополненной", либо и вовсе "виртуальной".

Дополняют реальность, например, очки Google Glass — самый обсуждаемый гаджет этого года.
Они оснащены камерой и поддерживают голосовое управление. Позволяют проверять почту и искать нужную информацию в интернете прямо на ходу.

Вы можете сделать фотографию собеседника и тут же выложить ее в соцсети, не прерывая беседу. Идя по незнакомой улице, можно тут же спросить у Google, что за объект находится перед вами или как пройти к Эйфелевой башне.

Но это не предел возможностей. Парализованный после ранения в ножевой драке американец Мэтт Нэгл несколько лет назад научился силой мысли управлять курсором мышки на экране компьютера. И здесь нет мистики. Ученые вживили в мозг Нэгла электроды, которые считывают сигналы из участка мозга, отвечающего за движения конечностей. И улавливают команды, которые он отдает обездвиженной руке.

Созданный более 10 лет назад сервис Second Life, дающий возможность выбрать себе новую личность и тело в выдуманной реальности, где есть своя земля, экономика, так и не стал откровением в интернете. Вместо него внимание к себе приковали социальные сети.

Однако проекты, подобные Second Life, могут стать популярнее, когда между человеком и новой реальностью не будет преграды в виде экрана и клавиатуры.

Телемедицина — одно из революционных нововведений, которые спасают жизни во многих странах мира. Под этим термином понимают обмен медицинской информацией между врачами для повышения качества лечения пациентов при помощи компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Они позволяют проводить сложнейшие операции в режиме реального времени даже в случае, когда врач и пациент находятся на разных континентах. Для таких операций требуются широкополосное соединение с интернетом: скорость обмена информацией должна быть достаточной для того, чтобы исключить любые задержки, которые могут стать смертельными для пациентов.

Пионером телемедицины считается Норвегия. В Украине о телемедицине говорят давно и упорно. В основном, с калькулятором в руках. Авторы законопроекта о телемедицине подсчитали, что хотя подключение одной больницы к мультисервисной сети обойдется в круглую сумму (порядка 200 тыс. грн.), глобальное использование таких технологий позволит сократить до 40% всех затрат на здравоохранение в стране.

По подсчетам экономистов, не менее трети ежегодного прироста мировой экономики обеспечивается именно прогрессом в цифровых технологиях.

А главная роль в этом отведена скоростным каналам связи. Благодаря им сотрудники из любой точки земного шара получают доступ к серверам компаний.

Интернет изменил способы общения, сведя к минимуму роль устаревших телефонных линий. Сложно переоценить роль скоростного интернета в преображении шоу-бизнеса. Появление музыкального онлайн-магазина iTunes компании Apple и других подобных магазинов похоронило продажу музыки на компакт-дисках. А такие онлайн-сервисы, как Netflix, транслирующие фильмы, поставили крест на продажах фильмов на DVD.

Украина держится в фарватере мировых тенденций. У нас нет ни iTunes, ни Netflix, зато благодаря доступности скоростного интернета страна твердо обосновалась среди лидеров в области нарушения авторских прав. А несколько украинских сайтов ежегодно обкрадывают голливудских правообладателей на сотни миллионов долларов.

Соцсети убивают традиционную рекламу. Грамотно раскрученные сообщества и группы позволяют получить охват в сотни тысяч пользователей. И в конечном счете добиваются эффекта, который раньше требовал намного более серьезных инвестиций.

Сегодня крупные компании тратят десятки миллионов долларов на продвижение в соцсетях. Соответственно, эти же суммы теряют традиционные рекламные площадки.
Соцсети дали всем то, что ранее было доступно только продвинутым пользователям и блогерам. Простейшая регистрация за пару минут — и вы уже обладатель собственного небольшого блога, фотоальбома, и все ваши друзья у вас всегда под рукой.

Украинцы входят в число самых активных пользователей соцсетей в мире. По статистике, более 80% украинцев, имеющих доступ в интернет, обладают аккаунтом как минимум в одной социальной сети.

Операционная система с открытым исходным кодом (а значит, в нее можно вносить любые изменения, необходимые пользователю) оказалась не только более безопасной и надежной, чем Windows, но и более выгодной. Ведь в большинстве версий (а их существуют сотни) Linux бесплатна.

Подъему Linux первым способствовал Google. В конце 1990-х набиравший популярность поисковик нуждался в сотнях тысяч мощных серверов. Покупать Windows для них было бы разорительным, поэтому Google сделал ставку на бесплатный Linux. И ставка сработала.

Сегодня Linux используется на серверах Нью-Йоркской фондовой биржи и крупнейшего интернет-магазина Amazon, французского автогиганта Peugeot, Европейского центра ядерных исследований CERN, Министерства обороны США и правительства.

Linux взяли на вооружение и украинские компании. Например, по состоянию на сентябрь 2013 года крупнейшим в мире корпоративным пользователем этой операционной системы стал украинский ПриватБанк. Linux установлен на 36 500 компьютеров компании (для сравнения: у Peugeot — 22 000 компьютеров).

Алексей Бондарев, Фокус