Арт-обстрел в Мыстецьком арсенале. Как открылся девятый ART-KYIV Contemporary

Фото: Александр Чекменев, Фокус
Фото: Александр Чекменев, Фокус

Четыре десятка проектов от украинских арт-классиков, перспективная молодежь, заграничная звезда в качестве хедлайнера, линейка актуальных жанров и россыпь разноцветных рефлексий

Стильная дама средних лет явно из дальнего зарубежья нежно погладила глаза гигантской мухи. Ou, that is funny, — проворковала она, обращаясь к подруге. В проекте Романа Жука "Агресія інсекти" забавных мух действительно хватает. От спаривающихся скульптурных групп на полу до точеных карандашных силуэтов на стенах. Смотреть ли на потолок, где под противное жужжание и атаку насекомых танцует пронзительно одинокая балерина, — дело индивидуальное. Искусство — это территория свободы, и каждый сам себе капитан очевидность. Дамы не смотрели.

На открытии ART-KYIV Contemporary царила удивительная атмосфера. Настолько разношерстной публики и столько нелинейных созерцательных эффектов не упомнят даже старожилы. Девушки с оперным макияжем, в юбках в пол и жилетах из меха крашеной куницы ручейками стекались к хедлайнеру. Им стал испанский художник Хосе-Мария Кано. На открытии форума можно было увидеть не только импозантного артиста (Кано еще и музыкант, написавший оперу для Пласидо Доминго и дирижировавший оркестром для соло Монсеррат Кабалье), но и испанского посла, которого долго и терпеливо ждали. Ожидание скрашивали коньяк, бутерброды и два восковых проекта Кано, выполненных в стиле газетной печати. Тот, который про жизнелюбивого быка (Si cecidit de genu pugnat), вызвал заметное оживление в рядах. Во-первых, это красиво. Во-вторых, понятно. В-третьих, темпераментно. Хотя сам художник, судя по частому упоминанию Сенеки и стоицизма, наверное, имел в виду что-то более философичное.

Фото: Александр Чекменев, Фокус

В обе стороны от павильона Кано раскинулись украинские классики и современники. Молодежь возрастом до 35 сослали ближе к выходу. Кому интересно свежее слово в отечественном контемпорари, лучше начинать с конца. Там много любопытного. От помеси Йозефа Бойса с Гаврилой Лубниным в "Парадном сервизе для царя Народной республики" Дарьи Кольцовой до выносящего мозг "гипсового" видео группы "Элементы действительности". Отдельный респект команде "М"АРТ + 1", выполняющей мирное и необходимое дело. Их проект называется "Другой Донбасс", и он таки про другой Донбасс. В котором помимо терриконов и уголовников хватает пейзажной красоты и талантливых людей.

Что же до классиков, то многие с новостями. Художник музейного масштаба и наше все Александр Ройтбурд неожиданно вернулся к рисункам на бумаге. Стены "Арсенала" украшают три серии его работ. Это, как обычно, мучительно талантливые и шизоидно-сочные подарки психоаналитикам. Олег Тистол окончательно забросил пальмы и объединился с Николаем Маценко, Андреем Зелинским, Алексеем Саем, Мирославом Вайдой и группой других достойных товарищей. Проект "Свои-2" — трагикомический и многословный стеб, возле которого можно топтаться целый день с улыбкой идиота. Любимый всеми Андрей Блудов недавно спустился с Тибета, что и показывает в серии "Сицзан". Но этот раз обошлось без коллажа и фотографий. Только живопись, слоистая, непостижимая и пугающе реалистичная одновременно.

На выставке хватает рефлексий по поводу происходящего в стране и за ее пределами. Несколько залов отданы под проблемы Крыма. В каждом проекте — будь то местная живопись или заграничные инсталляции — война. Иногда изображенная с такой дотошностью, что чувствуешь себя погруженным в ленту новостей. Тот, кто видит задачу искусства в точном отображении времени, найдет много пищи для ума. Те, кто занят в первую очередь душевными травмами, поищите в рядах молодняка проекты "Безповоротньо" и "Смена караула". Мало не покажется.