Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса

Революция на экспорт. Что показали на Vienna Art Week

Революция на экспорт. Что показали на Vienna Art Week

На Vienna Art Week показали украинское современное искусство — постамент без героя, кирпичную карту Украины с осыпавшимся Крымом, кастрюлю с голосами Майдана и ещё четыре десятка работ

000

Ездить в Вену со своим искусством всё равно что в Мюнхен с пивом, в Амстердам с травой или в Техас с оксфордским произношением. Город, где на каждого приезжего приходится не менее десяти тысяч сувенирных чашек и магнитиков с "Поцелуем" Климта, отчаянно борется с доставшимся в наследство имперским образом. И немало в том преуспел — вместе с Лондоном и Берлином Вена входит в тройку столиц европейского контемпорари.

Парадоксы местого культурного ландшафта объясняет Алексей Чернышов, со своим австрийским партнёром Марком Любе поддержавший проект Through Maidan and Beyond ("До и после Майдана"): "В имперской Вене вся архитектура выстроена так, чтобы человек ни на минуту не забывал о том, что он никто, червь. Поэтому люди, здесь родившиеся и выросшие, рано или поздно начинают прокалывать нос и вставлять серьгу".

Руководитель проекта Владимир Кадыгроб и один из кураторов Катерина Тейлор были против того, чтобы делать выставку о Майдане по свежим следам. Лишь год спустя они посчитали это возможным

Контемпорари-арт — не главное и не единственное занятие Чернышова. Скорее хобби (как и коллекционирование грампластинок, по большей части английских и американских, выпущенных в 1965–1980-е годы, из любимых — альбом The Wall группы Pink Floyd). Основатель Фонда Kyiv Vision, по его словам, находится в ритмичном движении между Киевом и Веной, причём большую часть времени проводит в Западной Европе. В Вене четыре месяца назад родился его младший сын. Алексей — типичный представитель племени бизнесменов-технократов, которые щедро пересыпают свою речь "бизнес-процессами", "паттернами", "прототипами" и "мануалами". Вкладывать время и деньги в арт-проект решил, чтобы объяснить европейским друзьям и коллегам суть происходящего в Украине. Это в числителе, о котором он говорит часто и подробно. В знаменателе желание общаться с европейцами на равных. "Не так много столов в Европе, за которые Украина может сесть не как проситель, а как равный партнёр. Искусство позволяет это".

"Стена" — любимый альбом Алексея Чернышова и один из лейтмотивов выставки, на которой представлены работы 23 украинских художников (в том числе Бориса Михайлова, Сергея Браткова, Леси Хоменко, Влады Ралко). Речь не только о метафорических стенах непонимания между украинцами, чувствующими себя в авангарде борьбы за европейские ценности, и самими европейцами, не понимающими, ради чего они должны нести убытки от войны в чужом доме. Стены — ещё и личная история участников проекта. Например, одного   из кураторов — Катерины Тейлор, сооснователя киевской платформы современного искусства PCA. Дом её родителей в Луганске был разрушен.

Специально для проекта Through Maidan and Beyond Мария Куликовская создала скульптуры из мыла. Это слепки частей тела. Ранее она уже работала с этим материалом — для выставки в Донецком культурном центре "Изоляция"

Первое, что видят гости выставки в украинском павильоне Vienna Art Week, — инсталляция Жанны Кадыровой "Без названия". Это выложенная из обугленного кирпича карта Украины с буквально отколовшимся Крымом. Обломки полуострова разбросаны вокруг в художественном беспорядке. Обратная сторона стены заклеена ностальгическими обоями в цветочек, напоминая не то о разрушенном доме, не то о крепкой связи фронта и тыла.

Второй композиционный центр выставки — монументальная работа Никиты Кадана "Постамент. Практика вытеснения". Огромный белый пьедестал без героя, подпирающий потолок зала в знаменитом Музейном квартале. Созданная за пять лет до "ленинопада", она не скоро потеряет актуальность. Как и высказывание Станислава Ежи Леца на похожую тему: "Свергая памятники, оставляйте постаменты. Всегда могут пригодиться". Другие работы — графика, скульптуры, фотографии, видео, мультимедийные инсталляции — органично вписаны между постаментом без героя и картой без Крыма.

Интерес австрийцев вызвал и документальный фильм Алексея Радинского "Интеграция". Гости толпились вокруг плазмы с майданной хроникой со смесью ужаса и изумления на лицах. В двух часах полёта от тихой Вены, с её музеями, кофейнями и глювайном (горячим вином со специями) на рождественских ярмарках, как оказалось, разыгрывались сцены европейской истории почти двухсотлетней давности со всеми её жутковатыми подробностями — свержением тирана, революционной стихией и выковыриванием булыжников из мостовых.

Алексей Чернышов, один из инициаторов выставки в Вене, хочет изменить имидж Украины как страны, которая никогда не упустит возможности упустить возможность

Судя по выражениям лиц собравшихся, не скажу, чтобы это открытие их обрадовало. Чай, не Делакруа. И тем более не усатый уличный баянист, исполняющий "Подмосковные вечера" под витриной бутика Cartier в центре Вены.

Фото: Андрей Горб

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.