Очень страшный суд. Лучшие фильмы, не попавшие в украинский прокат
Абсурд европейской судебной системы, спасение утопающих в психическом расстройстве, девочка со странностями и доблестные корейские медвежатники — в обзоре новых фильмов, которые обошли стороной украинский прокат
"Вердикт" (Het Vonnis)
Режиссер: Ян Верхейен ("Жиль")
В ролях: Коэн Де Боу ("Лофт"), Йохан Лейзен ("Американец")
Бельгия, криминальная драма, 100 мин.
Сюжет: Люк Сегерс в один из томных вечеров вместе с женой и дочерью возвращается домой с душевного корпоратива. Заливая в бак бензин на автозаправке, он не знает, какое испытание уготовила ему судьба. Через четверть часа Люк потеряет жену, еще через несколько минут — ребенка. Виновник этой трагедии будет пойман без особых проблем. Но власти отпустят его на свободу просто потому, что в одной из бумажек прокурор забыл поставить подпись. Несложно догадаться, что Люка это приводит в бешенство.
Зачем смотреть: "Вердикт" — простое и внятное по композиции кино, которое бьет в одну из болевых точек любой судебной системы. Горькая правда такова: тщательное соблюдение юридических формальностей необязательно приводит к торжеству справедливости. Мистер Сегерс во всей полноте ощутил это на собственной шкуре и как человек, которому нечего терять, готов рубиться с ненавистной ему системой до последнего вздоха. У системы, как и любой сложившейся формы жизни, только одна реакция на это: защитить себя, замазать резонансное дело и оставить все как есть.
В активе фильма "Вердикт" награды и номинации трех североамериканских кинофестивалей — в Чикаго, Монреале и Палм-Спрингсе.
Режиссер Верхейен раскручивает пружину сюжета со знанием дела. Вывалив на наши головы в первые полчаса весь криминальный экшен, он погружает зрителей в работу судебного механизма. Слышно, как гремят его рычаги, как со скрипом двигаются громадные шестерни, перемалывающие человеческие жизни. Степень достоверности истории такова, что в какой-то момент вместе с героем начинаешь ощущать отчаяние человека, бьющегося головой о толстую бетонную стену. Вполне адекватное переживание, если учесть, что эпиграфом к фильму стала фраза одного из главных пессимистов и правдорубов в литературе и философии ХХ века Альбера Камю: "Справедливости нет. Есть только пределы". И, надо заметить, это кино не о постсоветской чернухе и беспределе, а о повседневной жизни Европы.
Верхейен не Камю, он в итоге запустит луч света в темную комнату. Но осадок останется. В залах суда приговоры выносят люди, а не абсолютный разум. А людям свойственно ошибаться, как говорил Цицерон.
"Написать любовь на ее руках"
(To Write Love On Her Arms)
Режиссер: Нэйтан Франковски ("У грешников нет святых")
В ролях: Кэт Деннингс (сериал "Новости"), Чад Майкл Мюррей ("Дом восковых фигур"), Руперт Френд ("Теорема Зеро")
США, драма, 118 мин.
Сюжет: девушка по имени Рене с раннего детства видит мир иначе, чем большинство людей, ее фантазии полны кошмаров и чудовищ. Чтобы как-то ужиться с этой личной преисподней, в подростковом возрасте она плотно садится на кокаин, который гасит нескончаемый внутренний ужас. При этом ее дальнейшее пребывание на земле находится под большим вопросом — Рене регулярно находят окровавленной в ванне с чем-то острым в руках. Исход этой истории был бы очевиден, если бы однажды ей не встретились старые друзья, с которыми она когда-то поссорилась.
Драма "Написать любовь на ее руках" была снята еще в 2012 году, но только в 2015-м вышла в американский прокат.
Зачем смотреть: в Америке есть некоммерческая организация, которая названа так же, как и этот фильм. Случай с Рене — реальный, именно с него и началась история упомянутой организации, спасающей людей, склонных к депрессиям и суициду. Режиссер Франковски подает жизненные факты в эффектной обертке молодежного кино с острым социальным стержнем, его актеры выворачиваются наизнанку, чтобы зрителя пробило на настоящие эмоции. По ходу выясняется ключевая вещь, которая и является причиной страдания носителей психических расстройств: их добивает не столько болезнь, сколько стремление общества отгородиться от таких людей. Рене повезло, и потому "Написать любовь на ее руках" — вовсе не социальный диагноз, а глоток надежды. Факт искусства как шанс на то, что здоровые излечатся от равнодушия, а больные не останутся в ледяном карцере одиночества, куда не желают заглядывать даже их близкие.
"Волшебная девочка" (Magical Girl)
Режиссер: Карлос Вермут
В ролях: Марина Андруикс, Хулио Аррохо ("Гол 2: Жизнь как мечта"), Луис Бермехо (сериал "Земля волков")
Испания — Франция, триллер, 127 мин.
Сюжет: подросток Алисия неизлечимо больна, что позволяет ей обращаться к отцу с взрослыми просьбами — дать сигарету или бокал вина. Но главная ее мечта не так тривиальна — девочка хочет костюм любимого персонажа японских анимэ. Такая покупка не по карману папе, у которого уже давно проблемы с работой и глубокий экономический кризис. Перспективы открываются, когда отец знакомится с состоятельной женщиной по имени Барбара, сгорающей от одиночества. Но одно дело — развлечение на вечер, другое — чувствовать боль другого.
"Волшебная девочка" — триумфатор престижного фестиваля в Сан-Себастьяне, где фильм в прошлом году получил главную награду.
Зачем смотреть: "Волшебная девочка" — кино тягучее, неторопливое и лишенное видимых спецэффектов. Его герои словно перемещаются в невидимом густом сиропе из накопленных за годы жизни разочарований и усталости. Кажется, они уже давно бы с облегчением распрощались с жизнью, но невольно плетутся по очередному кругу унылой повседневности. Желание Алисии оказывается в этом мире сомнабул своеобразным мотором, призывом к действию. Вызвав у отца неуемное желание осчастливить ее, девочка невольно становится причиной событий, которых хватает для создания атмосферы вялотекущего нуара.
Холодная манера съемки Карлоса Вермута пытается убедить зрителя, что он занимается искусством ради искусства, но на самом деле это еще и кино о том, до каких пределов может дойти человек, ведомый любовью к своему ребенку.
"Техники" (Criminal Designer)
Режиссер: Ким Хон Сун (сериал "Игра лжецов")
В ролях: Ким У Бин ("Друг 2"), Ли Хен У (сериал "Для тебя во всем цвету")
Южная Корея, боевик, 116 мин.
Сюжет: в одном из портовых городов орудует банда медвежатников, которая выносит деньги оттуда, где их скопилось слишком много, — например, из ювелирных магазинов. Слаженности командной работы молодых и дерзких могли бы позавидовать даже одиннадцать друзей Дэнни Оушена: в их руках любое дело спорится, любые замки и защитные коды для них не сложнее, чем барьер на беговой дорожке для легкоатлета. Поскольку такие криминальные таланты не могут остаться незамеченными, на парней в итоге выходит заказчик дела на 150 миллионов. И тут начинается такая круговерть, что можно шею свернуть, пытаясь успеть за сменой картинок.
"Техники" — первый в истории корейский фильм, который снимался в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов.
Зачем смотреть: "Техники" — пиршество для тех, кто любит авантюрные сюжеты о головоломных планах по вскрытию сейфов разных размеров. Разумеется, жертвы умельцев — либо нечистоплотные люди из мира большого капитала, либо бесчувственная государственная машина. Такая расстановка сил изначально придает героям благородный шарм с робингудовским оттенком. Хочешь или не хочешь, но бойким парням их "Техников" сочувствуешь, и в какой-то момент главной эмоцией становится желание, чтобы у них все получилось. Но поскольку с большими деньгами чаще всего связаны и проблемы соответствующего калибра, сюжетные линии и конфликты ближе к финалу разветвляются, усложняются и цветут буйным цветом.
Классический вариант добротного корейского кино, которое не просто припечатывает на два часа к креслу, но и оставляет ощущение, что авторы имели в виду нечто большее, чем ты успел понять.