Найман с киноаппаратом. Дневник Одесского международного кинофестиваля

Фото: oiff.com.ua
Фото: oiff.com.ua

На Потемкинской лестнице прошел показ фильма Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом" в сопровождении бэнда Майкла Наймана

Related video

Традиционные показы шедевров мирового кинематографа на Потемкинской лестнице считаются самыми посещаемыми событиями Одесского международного кинофестиваля. Тот случай, когда словосочетание "просветительская миссия" не пустой звук. 15 тысяч человек, которые слушают музыку не самого массового композитора Майкла Наймана и смотрят немое кино 1929 года Дзиги Вертова – явление уникальное. Возле меня сидели дедушка на костылях, афроамериканец, который ни бум-бум по-нашему, и сильно беременная барышня с мужчиной Алексеем. За время показа она к нему так обратилась раз сто – так что даже я запомнила.

Судя по реакции Наймана, он был впечатлен количеством собравшихся, которые сидели на ступеньках плотно, как птицы на жердях, и неутомимо фотографировал публику. Публика отвечала ему тем же.

По словам Наймана, он приехал в Одессу из-за Вертова. Композитор увидел в этом режиссере родственную душу, когда ему было уже под 60 – тогда он впервые познакомился с работами Вертова и стал писать музыку к его фильмам, а заодно находить параллели между подходами Дзиги к кино и своими к музыке. Совпадений было много. Особенно грело душу маэстро то, что Вертов учился в музыкальной школе. Картину Вертова "Человек с киноаппаратом", которая считается документалкой, Найман называет симфонией и говорит, что кино смонтировано как монтируют музыку.

Визуально показ выглядел так. Ступеньки Потемкинской лестницы выполняли роль сидений в кинозале, на фоне моря был натянут большой экран. На сцене, под экраном, расположился скрипично-духовой оркестр Наймана и сам маэстро.

Даже пню ясно – для бриллианта нужна правильная окантовка. "Человек с киноаппаратом" был создан на заре кинематографа, а значит, имел такую степень свободы, которой обладают только гении – а они всегда в меньшинстве.

Фото: oiff.com.ua

Из истории следует, что Советы в 1929 году кино не поняли, назвали хулиганством и забросили на полку. На свет божий его вытянули в революционные 1960-е французские кинематографисты "новой волны". С тех пор писать музыку к "Человеку" брались многие достойные музыканты, иногда это диссонировало с видеорядом фильма. Найману удалось почти невозможное, создается впечатление, что его саундтрек был написан в процессе съемок кино Вертовым – будто в ноты британца вмонтировали вертовский киноглаз. И поэтому музыка любимого композитора Гринуэя не отвлекает, а помогает вскрыть еще одну грань многослойного фильма Вертова – о новом человеке 20-го века.

По экрану эпизоды монтируются быстрым легким бризом – молодой бомж, который скалит зубы на камеру; девушка с худенькими плечиками в белом платье, ткань которого трепещет, как крылья бабочки на ветру; увлеченный своим делом кинооператор на заводе, которого, как нашкодившего мальчишку, прогоняет мастер. Через канву фильма пропущены кинорифмы созданного природой и человеком – вода с турбины льется в том же ритме, в котором работают на фабрике шестеренки; женщина на пляже мажет помадой губы, в стык ей монтируется другая, обнаженная по пояс, которая щедро вымазывает тело грязью. Трамваи, заводы, тубы, и свет, который брызжет с такой стремительной силой изо всех щелей – будто идет дождь. И пока ломаная музыка Наймана угольным карандашом подчеркивает стремительность киноряда, Вертов дарит человеку веру в человека – ничего интереснее в мире нет, чем лицо из прошлого. "Человек с киноаппаратом" не только рассказывает о людях из прошлого, но и позволяет настоящим глубже всмотреться в себя.

Найману удалось почти невозможное, создается впечатление, что его саундтрек был написан в процессе съемок кино Вертовым – будто в ноты британца вмонтировали вертовский киноглаз

Киноманам на заметку. Если вы планируете посещать вечерние показы на Потемкинской лестнице, помните о том, что после 11 вечера маршрутки по городу почти не ходят, вызвать такси также трудно, как проскакать снизу вверх по Потемкинской лестнице. Ловить машину надо "с руки", шансов будет больше. Если по дороге к вам привяжутся пьяные и хамовитые парни – знайте, это не одесситы, эти понаехали "с района", то есть, из Одесской области. Просто некоторым зрителям после сеанса, видимо, надо "догнаться, чтобы догнать", как пела в свое время группа "Агата Кристи", но это точно из другой оперы.