Любовь по расчету. Зачем смотреть фильм "Дневник горничной"

Кадр из фильма "Дневник горничной" / kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Дневник горничной" / kinopoisk.ru

В прокате картина "Дневник горничной". В главных ролях каннские триумфаторы — Леа Сейду и Линдон Венсан

Франция, конец ХIХ века. Молодая и красивая парижанка Селестина, уже поработавшая горничной во многих буржуазных домах, приезжает на новое место службы во французскую провинцию. Своих нынешних хозяев Селестина в глубине души не ставит ни в грош, несмотря на их богатство. Она читает хозяйские души, как раскрытую книгу. Горничная знает, что потрепанный годами хозяин наверняка начнет к ней приставать, а его сухопарая и фригидная (познавшая в 12 лет беды и радости секса Селестина хорошо разбирается в этом предмете) жена будет ей за это мстить мелкими придирками.

Играющая Селестину лауреатка Каннского кинофестиваля 2013 года за драму о лесбийской любви "Жизнь Адель" Леа Сейду блестяще передает презрение горничной к хозяевам — гордой осанкой, вздернутым подбородком, упрямой складкой пухлых губ. То есть всем тем, что называется словом "гонор" и сводит с ума мужчин. Вот только на служащего у тех же хозяев местного садовника Жозефа (его играет Линдон Венсан, еще один актер — лауреат Канн, но уже 2015 года) красота самовлюбленной парижанки, как ей кажется, никакого впечатления не производит. И это ее, красавицу, привыкшую к успехам у мужчин, что называется, заводит.

Fullscreen

Кадр из фильма "Дневник горничной"

Но вскоре выясняется, что и Жозефа тянет к Селестине не меньше, чем ее к нему, однако для него в этом влечении — не только желание переспать с ней, но и далеко идущий расчет. Жозеф хочет сделать ее женой-хозяйкой портового кабака в далеком городе. Для этого нужны деньги, которые садовник давно копит. Но их для того, чтобы купить кабак, мало, и тогда Жозеф предлагает Селестине стать его сообщницей в одном уголовном деле.

Эту историю, написанную в 1900 году Октавом Мирбо, рассказывают на киноэкране уже в третий раз, причем предшественниками нынешнего режиссера француза Бенуа Жако были два великих киноклассика — его соотечественник Жан Ренуар и испанец Луис Бунюэль. Для того чтобы понять, в чем секрет успеха литературной приманки, надо сказать несколько слов о самом Мирбо. "Дневник горничной" вышел в свет через год после его довольно странной книги "Сад мучений", написанной как будто в подражание маркизу де Саду.

Литературный "Дневник" не столь эротичен (чтобы не сказать — полупорнографичен), как "Сад", и не содержит сцен с описаниями садизма, но напоминает его своей сексуальной откровенностью и антибуржуазностью. Как можно предположить, для Мирбо, который к концу жизни стал анархистом, изображение якобы практикуемых в буржуазной среде сексуальных перверсий было не самоцелью, а способом, как сказали бы позже, революционной борьбы. Кстати как истинный анархист он не жалеет в "Дневнике горничной" не только богачей, но и их слуг. Во-первых, Селестина и Жозеф, разбогатев (как именно — узнаете, посмотрев фильм), сами превращаются в буржуа. А во-вторых, они подвержены таким же предрассудкам.

Многих зрителей "Дневника горничной" наверняка удивит пещерный антисемитизм Жозефа. Но тут режиссер только следует тексту книги — и в этом ловушка для современного зрителя, который может подумать, что антисемитом был и сам писатель. На самом же деле Мирбо был яростным сторонником французского офицера и еврея по происхождению Альфреда Дрейфуса, которого ложно обвинили в предательстве на знаменитом судебном процессе во Франции. Поэтому антисемитизм его героев — просто отражение распространенных во Франции конца ХIХ века общественных взглядов. Кстати, в книге вообще нет положительных героев — таков был взгляд Мирбо на мир.

Этому взгляду следует и "Дневник горничной" в киноверсии Бенуа Жако. И все же, несмотря на свой идеологический пессимизм, фильм очень красив и снят с мощным кинематографическим профессионализмом. Поэтому вполне возможно, что и третья по счету экранизация "Дневника горничной" станет классикой.