Пока корабль плывет. Почему стоит смотреть китайский эпик "Переправа"
В прокате первая часть эпической драмы режиссера Джона Ву «Переправа» о любви во время гражданской войны и крушении корабля «Тайпин»
Джон Ву один из самых титулованных китайских режиссеров, обладатель "Венецианского льва" за вклад в киноискусство. Человек, киноязык которого оказал влияние на стиль Квентина Тарантино и Люка Бессона. Автор экшенов "Без лица", "Битва у Красной скалы 2", "Круто сваренные". На этот раз Ву решил снять картину о гражданской войне в Китае (1946−1949) и одном из самых масштабных кораблекрушений прошлого века, произошедшем в 1949 году, когда китайский пароход "Тайпин" столкнулся с сухогрузом "Цзинь-Юань". По разным оценкам тогда погибло от 1500 до 2000 тысяч человек.
В первой части ленты, заявленной как фильм-катастрофа, показывается только прелюдия к ней. В стране бушует гражданская война. С одной стороны солдаты Гоминьдана, с другой маоисты (читай, коммунисты). В стране разруха и голод. Последствия этих событий режиссер, который родился в 1946 году, видел лично. Периодически в "книжное" кино, он вставляет живые эпизоды, которые, вероятно, были списаны с реальности: дети одного из солдат были настолько голодны, что съели крысиный яд. О последствиях догадаться нетрудно. Режиссер показывает трагедию крупным планом, так что спрятаться от этого кошмара в удобном зрительском кресле не получается.
На фоне гражданской войны происходит любовь. Романтичных линий три. Персонажи почти не пересекаются. Даны лишь наброски их будущих взаимоотношений. Генерал Лей (Хуан Сяомин) влюбляется в аристократку, которую играет кореянка Сон Хе Гю, женится на ней и отправляет жену в Тайвань подальше от войны, а сам идет на фронт, где попадает в окружение и сражается с коммунистами.
Если вам нужна дистиллированная визуализация китайской истории после Второй мировой войны – добро пожаловать на просмотр
Жена генерала Лея в Тайване знакомится с доктором Зекуном (Такеши Канеширо), у которого своя печальная история. В мирное время он полюбил японку, но потом началась Вторая мировая война, китайцы побили горшки с японцами и эта ситуация напрямую отразилась на бессмертной любви доктора Зекуна.
Пока генеральская жена любуется красивыми видами Тайваня и беседует с Зекуном о романтике и песнях, бедная Ю Жен (Чжан Цзыи) мается в Китае, пытаясь собрать нужную сумму на билет, чтобы тоже приехать на мирный остров. Ю Жен работает медсестрой в госпитале за еду и занимается проституцией, одновременно у нее завязываются отношения с солдатом, который сражается под командованием генерала Лея. В Китае в то время были популярны так называемые фотографии по расчету – для того, чтобы доказать, что ты женат, надо было сфотографироваться с девушкой и с ребенком – снимок гарантировал военному двойной паек.
Кадры бедствующего Китая и благоденствующего Тайваня разбавлены несколькими масштабными батальными сценами, которые мастерски сделаны режиссером. Заканчивается кино на самом интересном месте, а именно начале крушения китайского корабля "Тайпин", на котором собрались некоторые из вышеозначенных персонажей этой истории. Учитывая масштаб катастрофы "Тайпин" принято называть китайским "Титаником".
Это неплохое зрительское кино, в меру стерильное, вылизанное в духе последних военных картин Михалкова, с яркой голливудской картинкой. Если вам нужна дистиллированная визуализация китайской истории после Второй мировой войны – добро пожаловать на просмотр. Вероятнее всего, вторая часть окажется интересней первой – потому что экранизировать катастрофы Джон Ву умеет мастерски.