Резня на великах. Лучшие фильмы, которые не попали в украинский прокат

Кадр из фильма "Рядом с ней" / Фото: konopoisk.ru
Кадр из фильма "Рядом с ней" / Фото: konopoisk.ru

Албанские гангстеры, израильские сестры, престарелый танцор и "Безумный Макс" для подростков — в фильмах, которые не попали в украинский прокат

"Гиена" / Hyena

Режиссер: Герард Джонсон
В главных ролях: Питер Фердинандо, Элиза Ласовски, Стивен Грэм
Великобритания, триллер, 112 мин.

Сюжет: у Майкла (Фердинандо), продажного копа из наркоотдела, полно проблем. Во-первых, сорвалась его инвестиция в маршрут для контрабанды наркотиков — карта украдена, а нужный человек жестоко убит. Во-вторых, на работе проверка и новое начальство, требующее немедленно раскрыть это убийство. В-третьих, у героя кризис среднего возраста, ненадежные напарники и нервная подруга дома. Но Майкл не из тех, кто легко ломается под давлением,— чтобы разгрести весь этот бардак, он затевает остроумную авантюру с двойной игрой и даже не подозревает, чем рискует на самом деле.

Зачем смотреть: "Гиена" — фильм изначально о том, что разница между полицейскими и преступниками только в форме одежды. Сточные канавы Лондона бороздят продажные копы, которые громят ночные клубы для развлечения, и брутальные албанские мафиози, предпочитающие вместо дипломатичных посиделок с сигарами схватить мачете и порубить конкурентов прямо на персидском ковре. Убийства с расчлененкой, коррупция, наркотрафик, торговля людьми — все это в "Гиене" подано с беспощадной обыденностью, которая пугает и завораживает. Фильм Герарда Джонсона — напудренный кокаином криминальный триллер, который позволяет себе заблудиться в лабиринте человеческой мерзости и не найти выхода.

"Рядом с ней" / At Li Layla

Режиссер: Асаф Корман
В главных ролях: Лирон Бен-Шлуш, Дана Ивги, Яаков Жада Дэниэл
Израиль, семейная драма, 90 мин.

Сюжет: 27-летняя Хелли (Бен-Шлуш) живет со своей умственно отсталой сестрой Габби (Ивги). Ей 23 года, но Габби не может сама одеться или поесть — у нее хорошо получается лишь биться головой об пол. Хелли заботится о сестре, жертвуя собой: между работой в школе и домом она встречает разве что соседку, которая грозит сдать Габби соцслужбам, потому что она слишком шумит. Чуть позже Габби пристроят в интернат на полдня, и в жизни Хелли наконец появится место для мужчины.

Зачем смотреть: оригинальное название фильма At Li Layla переводится с иврита как "Ты — моя ночь". Ночь может быть прекрасной и звездной, а может стать холодной и одинокой — так и для Хелли младшая сестра оказывается поочередно сокровищем и проклятьем. Эта метафора — изящный штрих от авторов, подчеркивающий главную тему фильма, где страдание смешивается с любовью и не разобрать, от чего героям больнее. Личные границы между сестрами тоже размыты: они спят в одной постели и не заботятся о том, чьей щеткой чистить зубы. На такой зыбкой почве легко сделать неверный шаг, но дебютант полного метра Асаф Корман умудряется быть деликатным и откровенным одновременно. "История и драматизм — целиком заслуга моей жены Лирон Бен-Шлуш", — признается режиссер. Она написала сценарий, основанный на личном опыте, и сыграла в картине главную роль. Семейные узы освобождают или сковывают? — задается вопросом фильм Кормана и не скрывает следов от веревок и поцелуев.

"Турбо пацан" / Turbo Kid

Режиссеры: Франсуа Симар, Анук Уисел, Йоан-Карл Уисел
В главных ролях: Манро Чэмберс, Лоранс Лебеф, Майкл Айронсайд
Канада — Новая Зеландия, комедия, 93 мин.

Сюжет: 1997 год, альтернативное будущее. Главный герой — сирота-подросток (Чэмберс), живет в бункере, а иногда гуляет под низким небом ядерной зимы и собирает все, что связано с комиксами и фламинго. У него есть карта, нарисованная разноцветными карандашами, и он никогда не покидает безопасную зону. В одном из таких походов он знакомится с улыбчивой блондинкой Эппл (Уисел). Она подарит ему особый браслет дружбы: когда пытаешься снять его, браслет бьет током. Но вскоре их дружба окажется под угрозой, и мальчику придется примерить на себя костюм героя комиксов.

Зачем смотреть: постапокалипсис и кислотные дожди. Крики воронов и отрезанные головы на палках вдоль дороги. Подросток находит молоток в куче мусора. Кажется, вот-вот из-за угла появится зловонный зомби и прольются мозги, но веселая закадровая ретромузыка сообщает, что бояться нечего, а впереди — приключения. Впрочем, кровища тоже будут: "Турбо пацан" умело передразнивает "Безумного Макса" (герои и злодеи диковатого вида гоняют по пустошам на великах) и не стесняется взрывать плохишам головы или показывать в камеру кишки. Кто-то скажет, что это дикость для подросткового кино 1980-х, чей дух "Турбо пацан" крепко держит за бороду. Но дети нынче другие, да и кто сказал, что бросаться отрезанным туловищем врага — это варварство и дурновкусие? Нет, на самом деле это очень-очень смешно.

"Матч" / Match

Режиссер: Стефен Белбер
В главных ролях: Патрик Стюарт, Карла Гуджино, Мэттью Лиллард
США, драма, 92 мин.

Сюжет: стареющий хорео­граф Тоби (Стюарт) ведет спокойную жизнь: друзья из арт-тусовки регулярно зовут в гости, но он предпочитает сидеть дома на диване с вязанием, поливать цветы на балконе и сортировать носки. Тоби безобидно эксцентричен — он хранит свои срезанные ногти в банке, редкие посетители принимают их за морские ракушки. Однажды его уединение нарушает приезжая супружеская пара с неясными целями — так в жизни Тоби поднимется настоящий ураган, пусть и на один день.

Зачем смотреть: "Матч" — камерная адаптация одноименной пьесы режиссера Стефена Белбера, для которого это лишь второй фильм. Он дебютировал в 2008 году простенькой мелодрамой "Любовный менеджмент" с Дженнифер Энистон. Название фильма не имеет со спортом ничего общего — в контексте темы балета английское match становится "подходящим партнером". И для театрального таланта Патрика Стюарта нет декораций более подходящих, чем маленькая квартирка. Стюарт обматывается шарфиком и развивает такую активность, что кажется, он способен очаровать даже голые стены. "Матч" стартует как разговорная комедия: здесь копаются в прошлом, обсуждают прелести куннилингуса и курят гашиш. Но чем дальше, тем очевиднее в комнате проступают контуры застарелой драмы, которая врежется в жизнь Тоби и оставит после себя пролом. И красоту: сквозь этот пролом каждый сможет разглядеть, что балет — одна из форм медитации, которая освобождает из любого плена.