Быстро вниз. Краткий путеводитель по черным горнолыжным трассам Украинских Карпат

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Фокус отобрал пять горнолыжных курортов с черными трассами практически по всей территории Карпат. Мы постарались выбирать курорты разного уровня, в буквальном понимании — на любой вкус и кошелек

Related video

Нижняя станция канатки остается позади, и кресло подъемника, чуть покачиваясь, поднимает тебя выше и выше. Снег, поляны и перелески, вершины елей под ногами — и наконец вершина. Ты спрыгиваешь с кресла подъемника, проверяешь крепления, первый раз отталкиваешься палками — и все быстрее несешься в искрящуюся снежную даль. Скорость, ветер, снег, адреналин…

Став на лыжи впервые, ты никогда не бросишь это занятие. И, скорее всего, со склонов для начинающих рано или поздно перейдешь на трассы посложнее. Этот процесс неизбежен, почти бесконечен — рано или поздно любой поклонник катания на горных лыжах добирается до девственных склонов и черных трасс.

При этом считается, что настоящие черные трассы — это Альпы, Кавказ или, на худой конец, румынская часть Карпат, та, где горы повыше. Ничего подобного! В Украине предостаточно сложных трасс, причем многие из них расположены на вполне комфортабельных курортах. Буковель, Межгорье, Драгобрат — в этом гиде Фокус отобрал пять горнолыжных курортов с черными трассами практически по всей территории Карпат. И хоть лыжный отдых — удовольствие не из дешевых, мы постарались выбирать курорты разного уровня, в буквальном понимании — на любой вкус и кошелек.

Главное, что на каждом из них есть трассы, гарантированно порадующие адреналином, за которым, собственно, люди и отправляются в горы кататься на лыжах.

Драгобрат

Закарпатская область, Раховский район

Как добраться

Fullscreen

Ближайший населенный пункт — поселок Ясиня — находится за 18 км от Драгобрата. Доехать до Ясини можно поездом Киев — Рахов (купейный билет ~270 грн, в дороге 18 часов).

Другой вариант — поездом до Ивано-Франковска (купейный билет ~200–280 грн), оттуда рейсовым автобусом или маршруткой (~70–120 грн).

Из Ясини до Драгобрата добраться сложнее. Лучше всего договориться о трансфере с хозяевами арендованного жилья или администрацией турбазы. В ином случае придется брать такси-внедорожник, так как состояние дорог на этом участке предусматривает проезд исключительно на автомобиле повышенной проходимости. Цена проезда — 85–100 грн с человека.

Fullscreen

Маршрут через Житомир — Ровно — Дубно — Броды — Рогатин до Ивано-Франковска хоть и длиннее (Е40/М06 + Н09, протяженность около 730 км), но по сочетанию качества дорожного покрытия и загруженности трассы получается фактически самым быстрым.

Дорога через Житомир — Чуднов — Лановцы — Тернополь — Бучач — Надворную — Яремче (Е40/М06 + Р32 + Н18, протяженность ~660 км, без заезда в Ивано-Франковск) похуже, но тоже довольно приличная.

Что касается последнего участка, от Ясини до Драгобрата, то автомобилистам, не являющимся владельцами вездехода с колесной формулой 4 х 4, придется оставить машину на стоянке в поселке и пересесть на местные "вездеходные" такси. И даже для поездки на внедорожнике обязательны цепи в сочетании с высоким водительским мастерством.

Fullscreen

Нажмите для увеличения

Самый высокий из горнолыжных курортов Украины находится в уникальной природной зоне, на стыке хвойных лесов и лугов у подножия горы Стог (1707 м) в районе горного массива Близница.

Благодаря расположению на высоте 1300–1700 м над уровнем моря, в своеобразной "подкове", образованной окрестными горами, естественный снежный покров лежит с ноября по май. Спуски на Драге, как называют его постоянные отдыхающие, довольно разнообразные. Причем далеко не каждый из них можно назвать "цивилизованным" словом "трасса".

"Официальных" трасс различного уровня здесь насчитывается около полутора десятков длиной от 300 до 2000 м.

Как курорт Драгобрат оборудован всем необходимым для полноценного отдыха. На склоне есть рестораны, финская сауна, открытое кафе и прочие заведения, где после катания можно отдохнуть, сытно пообедать и согреться, попивая горячие или даже горячительные (например, глинтвейн) напитки.

Природа в этих местах довольно дикая — это относится и к спускам. Кочки, горки, узкий проезд через лес — все это на Драгобрате имеется в избытке. Неудивительно, что особой популярностью этот курорт пользуется именно среди экстремалов и фрирайдеров.

Любителям разнообразного отдыха тут предложат полетать на параплане, покататься на снегоходах или прогуляться в горы по труднодоступным тропам в сопровождении проводника.

Стоимость подъемников: 30–60 грн за подъем, дневной абонемент — от 300 грн, абонемент на 50 подъемов — 650–800 грн. На некоторые вершины курорта "Драгобрат", не оборудованные подъемниками, можно подняться только на ратраках. Это касается прежде всего Первого Жандарма и Близницы, откуда спускаются по трассам действительно "черного" уровня. Выброс адреналина гарантирован, но не забывайте об осторожности. Как свидетельствуют установленные на этих горах таблички с именами погибших туристов, некоторые все же забывают.

Fullscreen

Динамо-Тростян

Львовская область, Сколевский район, поселок Славское

Как добраться

Fullscreen

Из Киева до Славского удобнее всего добираться поездом, ведь через эту станцию проходят все поезда ужгородского направления (купейный билет — от 200 грн). К любому отелю и к склонам можно доехать на такси или автомобилях высокой проходимости, постоянно дежурящих у вокзала в ожидании туристов.

Fullscreen

По трассе Киев — Чоп (Е40/М06) — до поворота на Славское возле Сколе, далее — около 20 км по не самой лучшей дороге. Проезд до горы Тростян на легковом автомобиле зимой невозможен, поэтому придется оставить машину в Славском и дальше добираться на арендованном в поселке "такси-внедорожнике".

Fullscreen

Среди самых сложных трасс в Украинских Карпатах — склоны горы Тростян (1235 м), относящейся к горнолыжному курортному поселку Славское.

Если на соседних склонах — с гор Погар, Кремень, Менчил, Варшава — могут кататься новички и просто не очень умелые лыжники, то Тростян предпочитают профессионалы. Особенно сложным считается его северный склон.

Неслучайно именно здесь часто проходят фестивали экстремальных видов спорта и различные соревнования всеукраинского масштаба. К слову, горнолыжный курорт "Динамо-Тростян" — один из старейших в Украине: он действует с 1960-х годов.

Впрочем, среди десятка трасс Тростяна есть и несколько менее "черных", так что тем, кто не любит "пощекотать нервы", скучать не придется.

На вершину горы ведут несколько бугельных подъемников и один кресельный длиной 2750 м. Отличительной чертой Славского являются очереди к подъемникам, особенно в разгар сезона. "Динамо-Тростян" — не исключение, так что будьте готовы постоять в тянучке. Впрочем, по сравнению с другими горками, на Тростяне очереди все же покороче.

Дневной абонемент на подъемники стоит 420–480 грн, карточка на 4 спуска — 150 грн.

Славское — одно из самых популярных горнолыжных направлений Украины, и если слишком большое скопление отдыхающих может считаться минусом, то хорошо развитая туристическая инфраструктура — скорее плюсом. Помимо обязательных кафе, ресторанов и саун, здесь можно найти и бильярд, и боулинг, и даже дискотеки разнообразного уровня и стоимости.

Из развлечений на свежем воздухе вам предложат спидрайдинг, катание на снегоходах и санях, запряженных лошадьми.

Fullscreen

Подобовец

Закарпатская область, Межгорский район, село Подобовец

Как добраться

Fullscreen

Ближайшая к Подобовцу железнодорожная станция — Воловец. Из Киева до нее можно доехать поездами ужгородского направления (стоимость купейного билета — от 200 грн).

Из Воловца до отеля или усадьбы в Подобовце удобнее всего добираться на такси (~70 грн), хотя до поселка Подобовец с перебоями ходят и рейсовые автобусы (~5 грн, ехать около 10 км).

Fullscreen

Самый лучший вариант — по трассе Киев — Чоп (Е40/М06) до села Нижние Ворота, где повернуть налево на Воловец (на Т0718). В Воловце на кольце опять повернуть налево и продолжать путь до села Подобовец (еще 12 км; общая протяженность маршрута около 740 км).

Дорога через Житомир — Тернополь — Стрий (Е50/М12, 700 км) немного короче, но заметно хуже по качеству.

Fullscreen

Первый подъемник в Подобовце был установлен еще в советские времена, когда поселок планировали использовать как лыжную базу для Школы олимпийского резерва. Здешняя трасса скоростного спуска была одной из самых длинных в Союзе и вполне подходила для соревнований по слалому-гиганту.

Горные склоны Подобовца считаются одними из сложнейших в Украинских Карпатах: перепад высот достигает 360 м, а крутизна отдельных участков — более 45 градусов. Кроме того, Подобовец облюбовали поклонники фрирайда, ведь мест для внетрассового катания здесь с избытком. Отдельно стоит упомянуть о "трубах" — уходящих в лес ответвлениях трасс, накрытых сверху ветвями, которые образуют своеобразный тоннель.

Изюминкой Подобовца является его близость к еще одному популярному горнолыжному курорту — Пилипцу. Переехать с трасс одного курорта на другой можно прямо на лыжах или сноуборде. При этом Пилипец более пологий и "спокойный" в плане катания, поэтому любители экстрима отдают предпочтение его более крутому собрату.

Как и подобает серьезному курорту, в Подобовце хорошо развита сеть отелей, в том числе с саунами и даже целыми СПА-комплексами, ресторанов и колыб. Кроме катания, к услугам туристов — полеты на мотодельтаплане, катание на снегоходах и другие традиционные для Карпат развлечения.

Стоимость подъемников: разовый — 20–30 грн, абонемент на 10 подъемов — от 180 грн, дневной абонемент — 250–280 грн.

Fullscreen

Межгорье

Закарпатская область, Межгорский район, поселок Межгорье

Как добраться

Fullscreen

Из Киева — до станции Воловец (стоимость купейного билета — от 200 грн). Далее — рейсовым автобусом до поселка Межгорье (~25 грн).

Fullscreen

По трассе Киев — Чоп (Е40/М06) до села Нижние Ворота, потом через Воловец и Подобовец до Межгорья. Короче, но хуже по качеству дорога от Львова через Стрый на Моршин и Долину (Е40/М06 + Е471), затем по Р21 — до Межгорья.

Fullscreen

Живописный поселок Межгорье, расположенный в котловине между горами Каменка (1587 м) и Кук (1365 м), к самым популярным лыжным курортам не относится. И в этом, пожалуй, его главная прелесть: здесь есть где покататься, но при этом не придется мерзнуть в очереди на подъемник или задевать палками соседа по спуску.

Больших трасс в Межгорье всего три, все они входят в горнолыжный комплекс "Альянс": синяя — 2300 м, красная — 2000 м и черная — 1500 м, перепад высот — 303 м. Есть также три трассы попроще и покороче (комплекс "Камянка") — около 700 м. Для длительного отпуска этого маловато. Но ценители спокойного отдыха с удовольствием приезжают провести в Межгорье уик-энд или неделю с семьей: пока ценители экстрима покоряют "черный" спуск, любители менее экстремального катания могут насладиться катанием на трассах малой сложности.

После активного отдыха можно попариться в бане или сауне, поиграть в бильярд и пообедать в одной из колыб на территории поселка. Кроме того, в окрестностях Межгорья бьет около 50 целебных источников, минеральные воды которых полезны при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, кровеносной и дыхательной систем.

Стоимость подъемников: 20 грн за подъем, дневной абонемент — 300 грн.

Fullscreen

Буковель

Ивано-Франковская область, Яремчанский район, село Поляница

Как добраться

Fullscreen

Из Киева до Ивано-Франковска поездом (купейный билет ~180–270 грн, в дороге — 10–12 часов), далее автобусом или маршруткой до Буковеля (50–120 грн).

Также можно доехать прямым поездом №357 Киев — Рахов до Яремче (купейный билет ~250 грн, в дороге — более 16 часов), а из Яремче в Буковель — маршруткой (~10 грн). Такси обойдется в 250–400 грн.

Fullscreen

Маршрут из Киева до Буковеля через Житомир — Лановцы — Тернополь — Бучач — Надворную (Е40/М06 + Н03 + Р32 + Р43 + М19, около 640 км) считается неплохим по сочетанию протяженности и качества дорожного покрытия. Но опытные посетители Буковеля советуют сделать крюк и поехать по трассе Киев — Чоп (Е40/М06, 710 км) до окружной Львова, а далее по Н09 через Рогатин — Ивано-Франковск — Надворную — Яремче — Яблуницу.

Fullscreen

Популярнейший горнолыжный курорт Украины вряд ли нуждается в особом представлении. Буковель, несомненно, самый дорогой, но и самый развитый из зимних курортов нашей страны как по качеству предоставляемых услуг, так и по разнообразию развлечений, а главное — горнолыжных трасс. Всего их в Буковеле более 60, из них "черных" — 11 с половиной (одна трасса считается "красно-черной").

Буковель расположен на высоте 920 м над уровнем моря, перепад высот здесь колеблется от 40 до 380 м. Комплекс охватывает три горы: Буковель (1127 м), Черная Клева (1276 м) и Довга (1372 м).
Сезон катания обычно длится с ноября до середины апреля — если природа подводит, в дело идут снеговые пушки. Дольше снег лежит только на Драгобрате.

Работает 16 подъемников, но к "черным" трассам можно подняться также на ратраке.

Стоимость одного подъема — 65–105 грн, абонемент на 3 часа — 420 грн, ски-пасс на 1 день — 975 грн, на 3 дня — 2960 грн, на 5 дней — 4675 грн, на 10 дней — 8310 грн (неиспользованный остаток дней переносится на следующий сезон).

Для уверенных в своих умениях лыжников действует аттракцион биг-эйрбэг: прыжки с трамплина на огромную воздушную подушку. Среди других развлечений — прогулки на снегоходах, катание на сноубайках, квадроциклах и собачьих упряжках, сноутюбинг, каток, троллей и сноупарк, где инструкторы научат тех, кто умеет только стоять на лыжах или борде, разнообразным трюкам, прыжкам и переворотам.

Расслабиться, естественно, тоже найдется где: к услугам посетителей курорта — сауны, СПА-комплексы, "карпатское джакузи" — чаны с целебными травами и маслами.

Fullscreen