Креатив рулит. 10 советов тем, кто хочет заняться дизайном

Фото: faqindecor.com
Фото: faqindecor.com

Приехав в Киев, промышленный дизайнер Хайме Айон поделился с коллегами секретами своего успеха, главный из которых — заниматься работой, от которой получаешь наслаждение

Related video

Испанец Хайме Айон — успешный дизайнер и керамист, работает с большими брендами мебельной индустрии и выставляется в крупнейших арт-галереях мира. В 2000 году он основал собственную студию дизайна, и теперь в его портфолио есть выставка в Центре Помпиду, коллекции для Baccarat, Swarovski, Cassina и даже кеды для Camper. На днях он приехал в Киев, чтобы встретиться с украинскими коллегами и журналистами, и дал ценные советы, полезные не только дизайнерам, но и всем причастным к креативной сфере.

Делайте то, что нравится

Моя первая выставка проходила в хорошей галерее в Лондоне. Я был очень молод и потратил все деньги на реализацию работ, был абсолютным банкротом. Поэтому пришлось поставить перед собой прагматичную цель: если мое творчество никто не поймет, я заканчиваю с искусством. Но мне удалось привлечь внимание The New York Times, Financial Times, Wallpaper Magazine, и тогда я сделал вывод: главное — делать то, что нравится, и рано или поздно успех придет.

Качество очень важно

Я не считаю, что создаю роскошь. То, что я делаю, — это просто хорошее качество, способное прослужить долгие годы. Существует понятие "дешевой роскоши", например, когда Prada шьет вещь из клеенки, а продает ее по цене кожи. Мне же нравится подход японцев: когда они выбирают столовый фарфор, покупают всего пять предметов, но исключительного качества, и передают их из поколения в поколение.

Каждый раз с нуля

Я не возьмусь за работу, если заказчик точно знает, чего хочет. Когда новый клиент приходит ко мне с брифом, я в него не смотрю. Первый этап творческого процесса — игнорировать запрос, отключить голову, снова стать ребенком. Я придерживаюсь философии, что творить нужно с нуля. Мне доводится сотрудничать с серьезными компаниями уровня Baccarat, где традиции ручного мастерства передаются из поколения в поколение. Но даже с ними моя работа начинается с чистого листа.

Нарушайте правила

"Я не возьмусь за работу, если заказчик точно знает, чего хочет. Первый этап творческого процесса — игнорировать запрос, отключить голову, снова стать ребенком"

Меня может вдохновить все что угодно — цвет, фольклорные мотивы, ткань, разговор. Потом начинается работа с образом. Например, я могу увидеть изображение странного медведя и придумать, во что можно превратить его форму. Важно нарушать правила и двигаться в том направлении, которое поможет вам разжечь свою креативность. Творческие поиски часто сравниваю с брокколи: из одной идеи рождается целое соцветие.

Не бойтесь классики

Когда я начинал сотрудничество с фабрикой Lladro, ее считали брендом для бабушек, и друзья говорили мне, что я загублю свою карьеру. Но, посетив мастерские, я понял, что влюбился: в эру "айфонов" столько молодых людей создают руками потрясающий фарфор! И я как дизайнер могу не только придумать что-то новое, но и помочь этим людям сохранить традицию. Мы изменили подход и создали коллекцию японских игрушек, актуальных в XXI веке. После этого бутик Lladro стал очень престижным в Париже — все коллекционеры захотели купить себе что-нибудь.

Убеждайте клиента

Каждый раз, когда я работаю с классическими фабриками, приходится вынуждать клиента поверить в меня. Мы выпили с директором Lladro очень много виски, прежде чем он сказал: "Окей, давай попробуем". Маркетологи спорили с ним, мол, я убью компанию, но через год называли меня богом. Ведь единственный способ вести фабрику в будущее — создавать что-то новое. Но для этого нужно хорошо ее понимать, чтобы не сделать больше, чем ей необходимо на самом деле.

Ограниченный бюджет — это хорошо

Если бы клиент предоставил мне безлимитный бюджет, я бы убежал. Ограничения в деньгах способствуют креативному процессу, ведь дизайн — это способ заново изобрести решение проблемы. Поэтому чтобы начать творить, нужно становить лимиты, в том числе и финансовые. Если бы мне дали все деньги мира, я бы не занимался дизайном, а поехал в Таиланд наслаждаться жизнью.

Несите миссию

Я не думаю, что дизайнеры так же важны для общества, как, например, врачи. Но они нужны, чтобы сохранять традиции, привносить в мир что-то новое, учить видеть и ценить красоту, двигать прогресс. Когда утром вы чистите зубы, а вечером сидите на стуле — это все дизайн, и его миссия — поднимать качество жизни. Нужно уважать дизайн и направлять его в полезное для людей русло.

Умейте отказывать

Я отказываю многим брендам, потому что не поддерживаю их философию. Также я не работаю с людьми, которые излучают негатив. Большинство моих заказчиков — это друзья по духу, которые помогают мне поддерживать вокруг позитивную энергетику. Для меня важно сотрудничать с людьми, которые дают возможность наслаждаться процессом работы. Когда я только начинал, мне было сложно жить с таким подходом и приходилось снимать одну квартиру на семерых. Зато я делал что хотел и во всех своих проектах оставался собой.

Добавьте немного иронии

Есть мнение, что дизайн должен быть очень функциональным. Однако я считаю, что он может иметь чувство юмора, дарить эмоции, коммуницировать с людьми. Мы так часто стремимся быть серьезными, что я решил создавать веселые вещи, которые будут отличаться высоким качеством и запоминающимся внешним видом. Мой дизайн оставляет человека в хорошем настроении. А квадратный и "тяжелый" дизайн я не понимаю. Каждый раз, когда я сажусь в самолете в эти ужасные квадратные кресла, думаю: "Неужели у нас есть хотя бы одна часть тела квадратной формы?" Если же я создаю мебель, то слежу за тем, чтобы ее конструкция брала вас в свои объятия, а не отталкивала.

Записала Кристина Тульчинская