Дом, милый дом. Как декор и дизайн возвращаются к истокам
Сегодня в моде простые и честные эмоции, которые дает нам дом. О том, как чашки, диванные подушки, лампы и статуэтки формируют нашу повседневность и чувственный опыт и помогают "перезарядить батарейки", рассказывает Фокус
Среди японских дальнобойщиков есть движение под названием Dekotora — декорирование грузовиков. Традиция украшать рабочее место существует у водителей разных стран, но у японцев это получается наиболее экстравагантно. Они декорируют экстерьер машин неоновыми лампами, рисунками и прожекторами, так что грузовики выглядят как светящиеся трансформеры из фильма. Поражает и убранство кабин, которые полностью обивают узорчатым плюшем и другими тканями, а сверху вешают хрустальную люстру. Конечно, стилистически это отъявленный китч, но, по сути, японскими дальнобойщиками движет тот же инстинкт, что и всеми людьми, когда речь заходит о доме. Водители долго находятся в пути, часто едят и спят в машине, и на это время она превращается в дом, хоть и временный. А в своем доме люди "вьют гнездышко", делают его уютным и красивым, эмоционально к нему привязываются.
Простые и честные эмоции, которые дает нам дом, была главной темой парижской выставки декора и дизайна Maison&Objet этого года. Ведь современный человек перегружен тревогами и проблемами, негативно влияющими на его жизнь. В исцелении души и тела дом играет как никогда важную роль, он становится тем местом, где люди восстанавливаются. Может показаться, что все эти чашки, диванные подушки, лампы и статуэтки — просто мелочи. Однако такого рода вещи формируют нашу повседневность и чувственный опыт.
Самой свежей глобальной тенденцией декора и дизайна является возвращение к истокам. Это значит ремесла, аутентичные техники, все то, что противостоит массмаркету и сверхпотреблению.
Забота как идеология
Дом — это не дворец и не крепость, а место, где человек сохраняет свое физическое и психическое здоровье и "перезаряжает батарейки". То есть жилище должно заботиться о своем владельце. В этом убеждены эксперты по трендам Элизабет Лериш, Франсуа Бернар и Франсуа Делькло. Они выступили кураторами инсталляции на Maison&Objet, которую так и назвали "Забота". Там собрали новинки декора и дизайна, которые, по их мнению, утешают и защищают человека. Впрочем, эта идеология прослеживается не только в кураторских проектах, но и в новинках выставки в целом.
Что же парижане подразумевают под определением "заботливые вещи"? В первую очередь это текстиль и изделия из него — всевозможные подушки, ворсистые покрывала и шали, которые накидывают на кресла. В интерьерах текстиля очень много, из визуально теплых тканей делают абажуры для ламп и панно, которыми предполагается украшать стены. Освещение тоже теплое, а если лампочка дает холодный белый свет, то дизайнеры предлагают окружать ее желтыми поверхностями, чтобы имитировать солнечные лучи. Продолжается тренд на "деревенский" стиль, в частности, мебель из ротанга, а также деревянные поверхности, неокрашенные и даже неполированные, шероховатые. Цветовая гамма новинок преимущественно натуральная — это охристые, оранжевые, песочные, словом, "земляные" оттенки.
Кроме того, дизайнеры все серьезнее задумываются о том, как предметы дизайна и декора формируют эмоции и влияют на все пять чувств человека. Цвета, к примеру, влияют на чувственное восприятие — красный добавляет энергичности, а зеленый вызывает аппетит. Именно поэтому кухонную мебель часто окрашивают в зеленые оттенки, а в бульоны крошат сезонную зелень, если говорить о дизайне еды.
Просто — не значит примитивно
Главные тенденции современного интерьера, сформулированные на Maison&Objet, — это простота, эклектика и эксперимент. Сами по себе эти понятия слишком расплывчаты, их можно применять к интерьеру практически любого типа. Однако парижане их иллюстрируют конкретными примерами, перед каждой выставкой выбирая дизайнера года и показывая его работы. В этом году отметили бельгийца Рами Фишлера — он проектирует и частные, и общественные пространства, создает мебель и выставочные экспозиции. Его интерьеры просты, но не примитивны, они предполагают свободу и не перегруженность деталями. Фишлер любит светлые тона и оставляет стены чистыми, не навешивает на них панели, ковры или картины. Эклектика в его исполнении — это любовь к высоким технологиям, упакованным в простые объекты. К примеру, у него есть настольная лампа Aura, она же будильник, подключаемый к приложению в мобильном телефоне. Когда вы спите, лампа анализирует фазы сна и особым образом меняет освещение, чтобы в организме человека вырабатывался мелатонин, регулятор циклов сна-бодрствования. Когда речь заходит об эксперименте в интерьере, обычно подразумевают декоративные эффекты вроде покраски потолка в черный цвет. Рами Фишлер такими глупостями не занимается, а экспериментирует с функциями пространства и предметов в нем. Один из его любимых приемов — "утопленные" в стену зеркала, которые закрываются дверцами, как трюмо. Вы можете открыть зеркало, посмотреться в него и закрыть, в остальное время оно вас не раздражает.
Специально для выставки Maison&Objet этого года Рами Фишлер спроектировал инсталляцию под названием "Агора". Этим словом в античной Греции называли центр города, где располагался рынок, храмы, проводились собрания горожан. В инсталляции Фишлера есть отсылка к древним грекам — амфитеатр со ступенями, где можно посидеть, и площадкой сверху со столами для работы. А вместо храмов — коробки-комнаты с разными типами интерьера. В этом проекте дизайнер применил метод функциональной эклектики — пространство совмещает в себе офис и квартиру, которые являются эдакой агорой в жизни современного человека.
Нешароварные ремесла
Ручная работа, традиционные ремесла, внимание к материалам, словом, все то, что делает вещь аутентичной, — залог нашего спасения в будущем. Так считают предсказатели тенденций, в частности Ли Эделькорт. По ее мнению, именно крафтовые техники и честное производство материалов делают сферу дизайна человечной, помогают найти свежие идеи и объединять людей. В этом году на Maison&Objet было сразу несколько тематических экспозиций: выставка дизайн-новинок Craft, а также две лаборатории — "Материальная библиотека" и "Материальная деревня", посвященные собственно сырью. В "Материальной библиотеке", к примеру, посетители могли сами исследовать различные предметы или воспользоваться консультацией специалиста.
Каждый год на Maison&Objet отмечают молодых дизайнеров той или иной страны — вручают награду "Восходящие таланты" и делают экспозицию их изделий в Париже. В этот раз жюри отметило ливанских дизайнеров — "за мультикультурность и ремесленное наследие". Часто ремесла ассоциируются с этническим стилем и фольклорностью, однако, показывая ливанский дизайн, жюри выставки говорит, что это не обязательно так. Ныне ремесленные техники используют при изготовлении совершенно разных по стилю и типу предметов. Это могут быть совершенно минималистичные вазы из бетона, тортовницы или пуфики, в которых традиционный колорит обозначен буквально одним штрихом, к примеру, небольшой полосой узора на какой-то детали. Гораздо важнее ремесленная этика создания изделия, когда тщательно подбираются материалы и отделываются так качественно, что к вещи хочется прикоснуться. В русле этой этики ремесел поработал и итальянский архитектор Роберто Бакьокки, куратор выставки "1000 ваз", который отобрал вазы дизайнеров из разных стран. Среди экспонентов — Bandura украинского дизайнера Виктории Якуши и ее проекта Faina Collection. О бандуре в этих вазах деликатно напоминает их форма, а в остальном это лаконичная и очень современная керамика.