Налетай, подорожало! 12 самых модных и дорогих часов 2018 года
Фокус проанализировал список лауреатов Женевского часового Гран-при
Под конец года определяют лучшие инновационные бизнесы и архитектурные проекты, оглашают нобелевских лауреатов. Итоговая ежегодная премия есть и в швейцарской часовой отрасли — она проводится в ноябре и называется Grand Prix d"Horlogerie de Genève, или Женевский часовой Гран-при. Этот конкурс подчеркнуто независимый: среди его организаторов — кантон Женева, Международный часовой музей в Ла Шо-де-Фон и Женевская лаборатория микропроектирования. В жюри входят 25 часовых экспертов, журналистов и коллекционеров со всего мира, и его состав ежегодно обновляется. Проводится же выставка уже 18 лет, с 2001 года.
Суть Женевского часового Гран-при состоит в том, чтобы подчеркнуть мастерство, креативность и опыт в изготовлении часовой механики, которых добились часовые компании. Эти качества призван воплощать трофей, которым награждают победителей. Он называется Aiguille d"Or, "Золотая стрелка", но выглядит как рука, намекая на столетние традиции ручной работы, которыми славятся швейцарские часовщики.
Женевский Гран-при пафосно называют "часовым "Оскаром", и в самом деле, подобно главной кинопремии, этот конкурс является отличным барометром состояния индустрии и тех процессов, которые в ней происходят. 2018-й для швейцарской часовой отрасли — это год системных ошибок; неудивительно, что если проследить за часовой лентой новостей, то выяснится, что "круговорот" CEO стал более интенсивным: топ-менеджмент часовых компаний все чаще увольняют. Эксперты критикуют методы продвижения часовой механики, так как огромные бюджеты на звезд, которые должны рекламировать часы, не окупаются. Летом случился большой скандал с крупнейшей часовой выставкой Baselworld. Один из главных ее экспонентов, Swatch Group с портфолио в 18 брендов, объявил о выходе с выставки — ежегодные затраты в $50 млн на участие и презентацию новинок больше не оправдывают себя. Естественно, сразу же был уволен глава Baselworld Рене Камм, который допустил это, а также уход с выставки еще 600 брендов, случившийся ранее. Очевидно, что швейцарская часовая отрасль переживает не лучшие времена, и с разных сторон сообщества все чаще слышатся призывы "переизобрести себя", решиться не на косметические, а реальные изменения, которые сделали бы часовую механику адекватной нашей технологичной эпохе и потребительским запросам к роскоши. И лауреаты Женевского часового Гран-при задают направление, в котором можно двигаться.
Больше демократии
Достижения часовых компаний чаще всего ассоциируются со сложными, трудоемкими в проектировании и производстве механизмами. Так происходит во многом потому, что сами компании продвигают в первую очередь сложные и, соответственно, дорогие часы. А вот демократический сегмент как моделей, так и брендов зачастую игнорируют, хотя эти "рабочие лошадки" индустрии являются самыми покупаемыми и приносят Швейцарии ощутимый доход. Кроме того, нужно немалое мастерство, чтобы спроектировать и изготовить качественные часы не за миллион, а за тысячу евро. Ведь в часовой отрасли действует сертификация, согласно которой, если вы указываете, к примеру, знак качества Swiss Made или Made in Germany, то изделие должно быть произведено в этой стране — переместить часовой завод в Китай не получится. Европейское производство с его социальными нормами делает себестоимость часов высокой, и выдержать конкуренцию в демократическом сегменте нелегко.
В этом контексте особенно показательно то, что впервые в истории Женевского Гран-при среди лауреатов этого года сразу три компании, представляющие демократический сегмент часов. Это японский бренд Seiko и немецкие Habring2 и Nomos Glashütte. Последний особенно показателен: жюри конкурса наградило модель из коллекции Tangente, самой популярной фирменной линейки, цены на которую стартуют с 979 евро. Деликатности ситуации добавляет то, что недавно Nomos Glashütte оказался в центре дистрибуторского спора. Немецкая сеть розничных магазинов Wempe приостановила контракт с маркой за то, что она выставила свои модели на продажу онлайн, на площадке Chrono24. Тема "офлайн или онлайн" является предметом ожесточенной дискуссии в часовой отрасли: одни марки хотят быть ближе к потребителю, который покупает в интернете, а другие говорят о том, что это недостойно предметов роскоши. Но определяться часовым компаниям придется.
Лауреат в категории "Вызов". Модель Tangente Neomatik 41 Update от Nomos Glashütte
Лауреат в категории "Малая стрелка". Модель Doppel-Felix от Habring²
Лауреат в категории "Спорт". Модель Prospex 1968 Diver"s Re-creation от Seiko
Будьте проще, и покупатель потянется
Cреди владельцев часов есть традиционный дежурный анекдот о том, как некий счастливый обладатель хронографа хвастается другу обновкой. Друг его спрашивает, как часто он пользуется собственно хронографом, усложнением для замера отрезков времени. И оказывается, что не пользовался ни разу, ведь герой нашего анекдота не участвует в автогонках, где это усложнение полезно. Подобные шутки ходят и о владельцах дайверских часов, не совершивших ни одного подводного погружения. То есть чаще всего все те усложнения, надстройки часового механизма, которыми так гордятся часовые компании, нужны пользователям хорошо если раз в году. А на каждый день потенциальные клиенты швейцарских брендов ищут часы с минимальным набором функций и удобным, читаемым циферблатом, чтобы узнать время сразу, не разбираясь в нагромождениях счетчиков.
Термином "дружелюбие к покупателю" активно пользуются производители гаджетов и компьютерных программ. Эту опцию предстоит открыть и часовым компаниям, чтобы стать ближе к аудитории. А вот в Женевском Гран-при это уже поняли и в первую очередь оптимизировали список категорий. Ранее для каждого усложнения была отдельная номинация — награды давали турбийонам, репетирам, календарям. В этом году все сведены в одну — Men"s Complication, или "Усложнение для мужчин". Самое интересное в том, что ее лауреатом стали часы с функцией годового календаря. Это упрощенная версия календаря с индикаторами даты, дня и месяца и, в общем-то, к "высоким" усложнениям не относится. Однако эти часы отвечают запросам потребителей — их циферблат отлично прорисован и читаем, что характерно для всех моделей независимого часовщика Лорана Ферье.
Но не стоит путать простоту и примитивность. За лаконичными "фасадами" часов часто кроются невероятно сложные, инновационные механизмы, над доводкой которых часовые инженеры бьются годами. Отличной иллюстрацией данной тенденции служат марки Akrivia и De Bethune, ставящие инженерную работу выше показной сложности.
Лауреат в категории "Мужские часы". Модель Chronomètre Contemporain от Akrivia
Лауреат в категории "Усложнение для мужчин". Модель Galet Annual Calendar School Piece от Laurent Ferrier
Лауреат в категории "Хронометрия". Модель Db25 Starry Varius Chronomètre Tourbillon от De Bethune
Кто сказал WOW
В борьбе за покупателя "вау-эффект" стал тем священным Граалем, за который бьются бренды в любых отраслях. На тему, как добиться восхищения клиентов, проводят исследования в разных областях деятельности компаний — от онлайн-маркетинга до сервисов, благодаря которым покупатели возвращаются. Суть проблемы сводится к тому, что хотя потребители и выбирают товар рационально, им для полного счастья нужен некий сюрприз, диковинка, которая сделает покупку эмоциональной. Для часовых марок это актуальная тема — им нужно как можно больше эмоций от клиентов, так как деньги за часы они выкладывают немалые.
Главный победитель Женевского Гран-при — это яркий образец того, как работает "вау-эффект" в часовой механике. "Золотую стрелку" получили часы Récital 22 Grand Récital с астрономическими функциями, совершенно ненужными в быту, но выглядящими потрясающе. Циферблат модели частично скелетонизирован, и вы можете видеть, как вращаются колесные передачи и диски счетчиков, а сверху установлена модель земного шара с великолепно прорисованными материками, морями и океанами. Марка Bovet 1822, которая выпустила эти часы, не имеет статуса выдающегося разработчика механизмов, поэтому делает ставку на эффектность и добивается в этом успеха.
Еще одна сфера часового искусства с установкой на зрелищность — художественные ремесла, которые используют в декоре часов. Эта ниша в последние годы активно развивается: часовые марки работают с редкими техниками, возрождают забытые ремесла, и все ради того, чтобы сделать часы шедеврами декоративного искусства. Для этого используют, в частности, различные мозаики на циферблатах, и в ход идут самые разнообразные материалы — от яичной скорлупы и лепестков роз до соломы и древесины. В этой нише отлично работает французский бренд Hermès, который на циферблатах часов создает картины-миниатюры. Для модели-победителя, к примеру, были использованы 2200 крохотных квадратиков кожи, из которых сложили голову лошади. Сюжет для картинки выбран неспроста, так как Hermès начинал как производитель кожаной сбруи.
Главный победитель Женевского часового гран-при, обладатель "Золотой стрелки". Модель Récital 22 Grand Récital от Bovet 1822
Лауреат в категории "Художественные ремесла". Модель rаceau Robe du soir от Hermès
Лауреат в категории "Усложнение для женщин". Модель Lady Arpels Planétarium от Van Cleef & Arpels
Сомнительные вложения
Несмотря на непредвзятость и объективность при выборе лауреатов, которых традиционно придерживается жюри Женевского Гран-при, каждый год раздаются голоса недовольных, возникают вопросы, почему та или иная модель стала победителем. Журналисты шутят, что женевский конкурс — не доллар, не обязан нравиться всем. Но признаем честно: в списке лучших часов года действительно есть такие, которые не стоит рассматривать как инвестицию — она не окупится. В первую очередь это часы Grande Sonnerie от дуэта независимых часовщиков Greubel Forsey. Часы, оснащенные репетиром, в том числе сложным механизмом "большого боя", а также турбийоном, не зря получили отметку в категории "Исключительная механика". Роберт Гребель и Стивен Форси — прекрасные инженеры, которые специализируются на сложной механике и остроумно с ней работают. При этом их часы в рознице стоят от 1,4 млн евро, и если вы приобретете Grande Sonnerie, то вряд ли сможете окупить это вложение.
Разные модели Greubel Forsey, как и других независимых часовщиков, регулярно участвуют в часовых аукционах и никогда не продаются за цену, превышающую изначальную. Аукционный рынок консервативен — пока коллекционеры не убедятся, что часы способны работать на протяжении полувека, повышать ставки не будут. А независимые часовщики еще слишком молоды, чтобы обеспечить надежность своих изделий в долговременной перспективе. Та же проблема и у Реми Майя, часовщика и инженера, основателя марки Krayon. Он специализируется на очень сложных моделях, выполненных по индивидуальному заказу, стоимость которых приближается к миллиону евро. И если вы хотите что-нибудь эдакое — добро пожаловать, но выгодно перепродать такие часы не сможете.
Еще один небезупречный лауреат нынешнего Гран-при — Vacheron Constantin, любимая марка украинских чиновников. Коллекционеры ругают этот женевский бренд за консервативность, отсутствие инноваций в механике и "замшелый" дизайн часов. И если Vacheron Constantin понадобится расширить и омолодить свою аудиторию, то марке придется решать эти проблемы, а не копаться в архивах полувековой давности.
Лауреат в категории "Возрождение легенды". Модель Historiques Triple calendrier 1942 от Vacheron Constantin
Лауреат в категории "Исключительная механика". Модель Grande Sonnerie от Greubel Forsey
Лауреат в категории "Инновация". Модель Еverywhere Horizon от Krayon