Кто на новенького. Почему авиабилеты из Украины в Азию будут дешеветь

Фото: uskowioniran.com
Фото: uskowioniran.com

Иранская авиакомпания вступает в состязание за украинских туристов и бизнесменов

Related video

20 марта в Борисполе приземлился Airbus 340 иранской авиакомпании Mahan Air. Она стала первой иностранной фирмой, решившей после кризиса 2014 года зайти на украинский рынок. Mahan Air начнет летать из Киева в Тегеран два раза в неделю: два рейса будет совершать непосредственно Mahan Air, еще один — связанная с ней украинская компания UM Air. Сейчас в Тегеран четыре раза в неделю летает МАУ. По словам президента UM Air Родрига Элиаса Мерхежа, иранский перевозчик ожидает, что половину потока составят прямые пассажиры (иранская диаспора в Украине, родственники живущих в Иране украинок и бизнесмены), а половину — транзитный поток: украинские пассажиры, которые из Тегерана дальше полетят рейсами Mahan Air в Индию, Шри-Ланку, Таиланд, Малайзию и Китай. По словам владельца хендлинговой компании Friendly avia support Александра Ланецкого, Mahan Air сейчас пытается занять место арабского перевозчика Emirates, сделавшего в 2013 году ставку именно на транзитный поток, однако прекратившего полеты год спустя из-за падения спроса.

Восточный экспресс

Время выхода на рынок выбрано иранцами удачно. Пассажиропоток постепенно восстанавливается — украинские аэропорты за январь — февраль перевезли 813 тыс. пассажиров, что на 8,5% больше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом, как уверяют туроператоры, в конце прошлого года начал расти и турпоток в азиатские страны. Сырьевой кризис значительно сократил число туристов из СНГ и вынудил отельеров понизить цены на жилье. "Из-за девальвации в России и Казахстане рынки этих стран сократились, а Украина уже пережила ценовой шок, наши люди свыклись с новыми курсами валюты. Украинцы настроены отдыхать", — поясняет тренд руководитель департамента стран Ближнего Востока Travel Professional Group Андрей Кравченко.

Утверждение эксперта подтверждает и повышенный интерес украинских компаний к курортным направлениям Азии. В 2015 году они старались резервировать как можно больше "восточных маршрутов". Так, по данным Госавиаслужбы, специализирующаяся на чартерах "Роза Ветров" получила разрешения на полеты в Таиланд и Шри-Ланку с частотою 3 раза в неделю по каждому направлению, а также полеты в ОАЭ из регионов суммарной частотой 6 раз в неделю. МАУ зарезервировала прямой рейс в Гоа 1 раз в неделю, а "Ян эйр" — полеты в ОАЭ 5 раз в неделю.

Иранцам будет непросто убедить наших сограждан в безопасности полетов через их страну

Все сложно

Однако, по словам Ланецкого, ряд внутренних проблем Mahan Air делает трудноосуществимыми планы компании по экспансии на украинский рынок. Главная из них — билеты пока нельзя купить через интернет, лишь в офисе UM Air. При столь архаичной системе продаж вряд ли стоит ожидать, что услугами перевозчика начнут массово пользоваться туристы. Еще один вопрос — исламские законы Ирана, запрещающие употреблять алкоголь и обнажать тело женщинам. Фокус так и не смог добиться от посла Ирана Мохаммада Бехешти-Монфареда вразумительного ответа о правовых последствиях появления в аэропорту Тегерана украинской туристки в шортах и с бутылкой виски. Но как нам неофициально объяснил переводчик дипломата, хотя подобное поведение нарушает законы страны и за него положено наказание вплоть до тюремного заключения, в транзитной зоне аэропорта на подобные художества иностранцев полиция попросту закрывает глаза. Тем не менее, как на правах анонимности уверяет топ-менеджер одной из украинских авиакомпаний, иранцам будет непросто убедить наших сограждан в безопасности полетов через их страну.

По всей видимости, понимают эти проблемы и в самой компании. Родриг Мерхежа, в зоне ответственности которого находятся продажи в Украине, не скрывает, что будет привлекать клиентов при помощи откровенного демпинга. "У Mahan Air как национального перевозчика особые отношения с правительством Ирана. При средних ценах на топливо в районе $500–700 за тонну, Mahan Air покупает топливо по $120. Поэтому мы можем предлагать билеты в Азию на $100 дешевле, чем конкуренты". Кроме того, по словам и. о. гендиректора Борисполя Евгения Дыхне, Mahan Air аэропорт предоставил существенные скидки на аэропортовые сборы (конкретные суммы Дыхне отказался назвать, сославшись на коммерческую тайну). То есть, если сейчас самые дешевые билеты на регулярный рейс из Киева до Коломбо и обратно, которые предлагает Air Arabia, стоят $500, речь идет о ценовом предложении от $400. Дополнительный бонус — летящие экономклассом украинские транзитные пассажиры в аэропорту Тегерана смогут бесплатно воспользоваться бизнес-лаунджами.

Mahan Air будет привлекать клиентов при помощи откровенного демпинга

Неоднозначна ситуация и с гипотетической реакцией МАУ на демпинг конкурента. Нельзя исключать, что дисконт на топливо, который Mahan Air получает в Тегеране, украинский перевозчик может счесть дискриминацией и потребовать проведения антимонопольного расследования. Прецедент подобных дел уже есть — американские компании American Airlines, United Continental и Delta Air Lines сейчас добиваются ограничения полетов арабских авиакомпаний в США, так как те, по их словам, получают поддержку от государства, что нарушает принципы честной конкуренции. Тем более, как отмечает Ланецкий, у UM Air и МАУ весьма напряженные отношения, и именно UM Air с 2014 года регулярно инициировала скандалы по поводу несправедливого распределения Госавиаслужбой маршрутов, которые завершились отставкой якобы лояльного к МАУ экс-главы ведомства Дениса Антонюка.

Покупай, торопись

Впрочем, как бы там ни было, появление на рынке еще одного азиатского перевозчика выгодно украинским пассажирам. "Направления Mahan Air в Азии уже обслуживаются как украинскими авиакомпаниями, так и многими иностранными перевозчиками. Выход новой авиакомпании повысит конкуренцию", — уверен авиационный эксперт Сергей Хижняк. А повышение конкуренции неизбежно означает снижение цен. Так как на дальнемагистральных маршрутах стоимость авиационного топлива составляет более 25% цены, билеты уже подешевели за последний год благодаря снижению цен на нефть. К примеру, зимой этого года "горящие" билеты на чартерный рейс в Коломбо туроператора Join UP! можно было купить за $150. Несколько лет назад за эту сумму продавали "горящие" билеты в Анталию.

Уже сейчас двухнедельный отдых на Шри-Ланке или в странах Юго-Восточной Азии благодаря дешевизне жилья и еды сопоставим по ценам со средиземноморскими курортами Европы. Если же билеты продолжат дешеветь, он станет вполне бюджетным и при этом достаточно безопасным вариантом проведения отпуска.