Почти даром. Сколько экономят владельцы электромобилей

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Украина на пороге бума электромобилей. Сколько стоят авто на электроприводе, на которые пересаживаются украинцы, и насколько они экономнее по сравнению с обычными машинами

Related video

Западные правительства устали ждать, пока их граждане самостоятельно пересядут на электромобили, и решили действовать жестко. На Парижском климатическом саммите весной этого года Германия, Великобритания, Нидерланды и Норвегия, а также канадский Квебек и 8 штатов США во главе с Калифорнией решили, что с 2050 года запретят движение традиционных машин по своим территориям.

Пока это только декларация о намерениях, да и запрет "на движение", скорее всего, начнется с запрета на продажу, но факт остается фактом. Век двигателей внутреннего сгорания заканчивается, причем, как и в случае с каменным веком, вовсе не потому, что закончились камни. Просто электромобиль гораздо экономичнее и экологичнее двигателей на ископаемом топливе. К примеру, даже при существующей структуре производства электроэнергии (львиная доля которой вырабатывается на теплоэлектростанциях) электромобиль по сравнению с традиционным авто обеспечивает снижение выбросов углекислого газа втрое.

Похоже на то, что вскоре страны первого мира будут отличаться от стран третьего именно по признаку "электромобильности". И здесь Украина неожиданно оказалась среди лидеров. Годовой прирост, по данным компании Electrocars, в 2015-м составил 393%: на 1 января 2016 года в Украине насчитывалось 568 электромобилей. На первый взгляд абсолютные цифры невелики, но уже к 19 февраля их парк увеличился до 693 единиц, всего за полтора с небольшим месяца прирост составил 125 машин, или примерно 2,5 авто в день. Тут, скорее всего, сработала отмена импортной пошлины, благодаря которой, например, стоимость самой популярной модели — Nissan Leaf с пробегом — снизилась с $20 тыс. до $16–18 тыс.

Fullscreen

Кстати, по прогнозам экспертов компании Electrocars, к концу года число электромобилей может удвоиться. А если парламент отменит НДС на электромобили (соответствующий проект зарегистрирован), то темпы роста будут еще выше.

Впечатленные таким бумом автопроизводители наконец-то начали рассматривать Украину как рынок. До этого они традиционно ссылались на неразвитую инфраструктуру заправок, да и просто не верили, что кто-то в нашей стране готов покупать более дорогие по сравнению с традиционными авто электромобили.

Но в последнее время инфраструктура развивается даже быстрее роста парка: на данный момент в нашей стране насчитывается уже более 150 публичных зарядок на АЗС, возле торговых центров и просто около офисов — год назад их число составляло всего 40–60 единиц. А каждая публичная зарядка, как считается, обеспечивает появление до 10 электромобилей — так что уже существующий потенциал украинского рынка составляет примерно полторы тысячи автомобилей.

До недавнего времени официальные поставки в основном исчерпывались пробными партиями. В этом году на наш рынок обратил внимание Renault. В украинском представительстве автопроизводителя объя­сняют, что не планировали выводить на рынок электромобили из-за очень низкого уровня самого рынка новых авто. Но, "принимая во внимание интерес украинского потребителя к электромобилям", там все же решились вывести на рынок Kangoo Express Z.E. — на нее есть спрос у бизнеса. Следующей должна стать уже популярная у европейцев компактная ZOE, причем есть вероятность, что это произойдет к концу 2016 года. "Необходимо хорошо подготовиться к запуску, обучить дилерскую сеть их обслуживать", — объясняет задержку генеральный директор компании "Рено Украина" Яна Миненко. Тем не менее о поставках электромобилей в Украину в Рено говорят как о свершившемся факте. А в следующем году поставки могут начать также Smart со своей новой моделью Smart For two Electric Drive и Nissan.

В Украине насчитывается уже более 150 обще­до­ступных зарядок: на АЗС, возле торговых центров и просто около офисов — год назад их число составляло всего 40–60 единиц

А пока что электромобили ввозятся в Украину в основном по серым схемам, причем абсолютное большинство из них — с пробегом. Обычная процедура при покупке такого авто — заказ, например, из США: дав задаток, необходимо подождать 1–2 месяца и получить оговоренную модель. Без ожидания электромобиль обычно стоит на $1–2 тыс. дороже, но и таких машин на рынке хватает. Импортеры начинают открывать в Киеве и других городах Украины автосалоны б/у электромобилей, их уже насчитывается около десятка.

Это позитивно сказывается на цене, но продажи сдерживает отсутствие кредитования. Пока единственная целевая программа по электромобилям есть разве что у Ощадбанка, и условия там ничем не привлекательнее, чем в других автокредитах: это ставка в 22,5% годовых, срок действия — 7 лет и начальный платеж — не менее 25% стоимости. Пока что этой программой воспользовалось только двое украинцев. Фокусу удалось разыскать одного из них — предпринимателя Анастасию Пахомову, купившую Nissan Leaf в сентябре 2015-го.

"Никаких сложностей при получении кредита не было. Даже на­оборот: руководство банка обратило личное внимание на мое дело, поскольку речь шла о новой программе. Это помогло ускорить бумажные формальности: вместо двух месяцев нашу заявку рассматривали только три недели", — рассказывает владелица электромобиля.


Нажмите для увеличения

Fullscreen
Нажмите для увеличения

Скорее всего, Пахомова будет далеко не единственным клиентом Ощадбанка, купившим электроавто в кредит. И главную роль тут опять же сыграют заправки. Дело в том, что упомянутые выше 160 электрозарядных станций — это "домашние" станции, которые заряжают тот же Nissan Leaf за 6–8 часов, и так называемые Type ІІ, справляющиеся с тем же заданием за 4 часа. Такие станции обычно устанавливают в гараже или же в публичных местах, возле ресторанов либо ТРЦ. Этого впритык хватает для городских поездок и недостаточно для комфортного передвижения, например, между городами. Тут уже нужны суперчарджеры, которые могут подзарядить большинство электромобилей на 80% за 30 минут. Но и в этой области в Украине наметился явный перелом.

Весной этого года украинская компания Oxygen открыла в Киеве два таких скоростных пункта зарядки и планирует в будущем построить сеть суперчарджеров в направлениях Киев — Одесса и Киев — Львов. По словам генерального директора Oxygen Group Александра Вовка, в этом году будет открыто 25–30 суперчарджеров: к лету они заработают на одесском направлении, до конца года — на львовском. В 2017 году планируется открыть еще столько же: в Киеве, Днепропетровске, Харькове и на соответствующих трассах. Станции будут стоять примерно через каждые 60–80 км, с расчетом, чтобы водитель мог за 20–30 минут подзарядиться, а в это время позавтракать или выпить кофе. А поскольку компания одновременно продает и электромобили (в ее планах — реализовать в 2016 году столько же, сколько было куплено украинцами за последние пять лет), скорее всего, план по открытию электрозарядных станций будет выполнен. Для клиентов автосалонов Oxygen зарядка будет бесплатной, все остальные смогут купить карточку на полугодовое или годовое обслуживание. Кстати, открытие киевских суперчарджеров Oxygen совпало с обновлением карты строящихся зарядок на сайте Tesla Motors: Украина попала в планы компании Илона Маска, которая также планирует открыть в 2016 году два суперчарджера — возле Киева и возле Львова.

Остается добавить, что в большинстве европейских стран "домашние" станции в общественных местах бесплатны, зарядка на суперчарджерах понемногу становится платной. Скорее всего, по этому пути пойдет и Украина, но помехой для развития рынка автомобилей это не станет — достаточно посмотреть, насколько разнится экономика содержания обычного и электрического авто.

Насколько выгодны электромобили

Сколько тратят украинцы за пять лет эксплуатации электромобиля по сравнению с расходами на традиционное авто

Для обзора мы выбрали две модели машин, которые активнее всего продаются в Украине, — это Nissan Leaf и Tesla Model S, а также Tesla Model 3, заказать которую можно с апреля. Эксплуатационную стоимость электромобилей мы сравнивали со стоимостью бензиновых авто аналогичного класса, исходя из месячного пробега в 2500 км и основываясь на опросе водителей о реальном расходе бензина и электроэнергии на километр, а также о стоимости техобслуживания. В цену автомобилей включены все налоги и плата за регистрацию.

Итог уже сейчас можно назвать утешительным: даже при нынешней налоговой политике покупка Nissan Leaf будет более выгодной по сравнению с бензиновым авто. Правда, в случае с этой моделью выгода компенсируется небольшим пробегом модели: это городской или пригородный автомобиль, но никак не машина для дальних поездок.

Однако если украинский парламент все же отменит НДС на электромобили, то покупка любого из них станет выгодней приобретения традиционного авто на ископаемом топливе.

А цены благодаря спросу и конкуренции между дилерами, скорее всего, уменьшатся даже больше чем на 20%.

Fullscreen