Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Скупой платит дважды. Как разобраться с коллапсом в газовой сфере

Скупой платит дважды. Как разобраться с коллапсом в газовой сфере

В начале июня вице-премьер Павел Розенко сообщил, что Минфин планирует выделить в этом году дополнительные 10 млрд грн из бюджета для начисления субсидий для оплаты коммунальных услуг. По факту эта сумма пойдёт на "проедание", а не на повышение энергоэффективности коммунального хозяйства

2100

Чиновники признают: в украинском ЖКХ сложилось критическое положение. Теплокоммунэнерго (ТКЭ) накопили гигантские задолженности перед поставщиками газа за топливо. По экспертным оценкам, общая сумма долга перевалила за 30 млрд грн. Если ТКЭ хотя бы частично не погасят долги за газ, могут возникнуть проблемы с прохождением отопительного сезона. У Нафтогаза, вполне вероятно, не хватит средств, чтобы начать закачку газа на зиму в подземные хранилища.

Законопроект о выделении средств на погашение долгов за газ может появиться в парламентском зале в ближайшее время. "Если долги не погасить, будет невозможно проводить дальнейшие реформы газового рынка — ТКЭ не смогут покупать газ на рыночных условиях. В решении этих проблем многое будет зависеть от позиции Минфина, который и выделяет средства на это", — говорит директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.

Вместе с тем экстренные погашения долгов не решают проблему их накопления. Единственный способ разобраться с коллапсом в газовой сфере — перейти от практики "проедания" выделенных на субсидии средств к мерам по повышению энергоэффективности и снижению потребления энергоресурсов. Однако политикам это пока невыгодно. "Скоро мы вступаем в предвыборный период, и никто не откажется от этого инструмента, все будут пытаться генерировать "воздушные" долги, соответственно, будут выдаваться субсидии", — говорит руководитель сектора "Энергетика" Офиса эффективного регулирования BRDO Алексей Оржель.

Эти деньги эксперт называет "мифическими", поскольку поставщики услуг не смогут использовать их для обновления основных фондов. Проблема в том, что выделенные на субсидии средства появляются на счетах поставщиков на основании взаимозачётов между компанией и государством. "Исправить ситуацию могла бы частичная монетизация субсидий, по которой вместо бюджетных взаимозачётов, которые к тому же достаточно трудно назвать прозрачными, предприятия ТКЭ получали денежные средства. Правительство обсуждает модели монетизации уже третий год, но реальных шагов так и не было сделано", — отмечает аналитик DiXi Group Денис Назаренко.

Утепляйся кто может

В проекте Энергетической стратегии Украины до 2035 года, которую шесть месяцев назад представило Минэнерго, прописано, что до 2025-го только на модернизацию распределительных и магистральных сетей Украине понадобится почти 6 млрд евро.

Очень хорошо зарекомендовала себя программа "тёплых" кредитов, на которые государство ежегодно выделяет 400 млн грн

Пока субсидии не могут быть использованы в качестве инвестиции в модернизацию инфраструктуры, её состояние ухудшается. Потребители недополучают до 30% тепла, за которое обязаны платить, из-за потерь на теплотрассах и отсутствия счётчиков тепла. Такая ситуация в большей или меньшей степени характерна для всех регионов страны.

Не лучше ситуация и с состоянием зданий. "В Киевской области 95% зданий бюджетной сферы имеют класс энергоэффективности F, самый низкий. Все обследуемые дома нуждаются в комплексной термомодернизации. Потенциал энергосбережения более 50%", — поясняет глава Киевской облгосадминистрации Александр Горган.

За счёт термомодернизации жилищного фонда потери энергии можно сократить в разы. "Если повысить эффективность сетей и теплотрасс достаточно трудно, и вообще это дело поставщиков, то уменьшить потребление могут сами граждане. Наибольшим стимулом для этого уже стали повышенные тарифы, и самый сильный эффект мы увидим после введения 100-процентного коммерческого учёта тепло- и водоснабжения", — поясняет Денис Назаренко.

Нельзя сказать, что государство ничего не делает в этом направлении. К примеру, очень хорошо зарекомендовала себя программа "тёплых" кредитов, на которые государство ежегодно выделяет 400 млн грн. По этой программе населению возмещают от 40% до 70% средств, потраченных на энергоэффективные материалы и работы по утеплению домов, под возмещение попадает и установка придомовых теплопунктов.

Кроме того, в Украине работают муниципальные программы и программы от международных доноров, таких как IQ Energy — совместный проект госэнергоэффективности и Европейского банка реконструкции и развития.

Скоро появится ещё один источник финансирования проектов по энергосбережению — фонд энергоэффективности. При его формировании 400 млн грн выделяет государство, а донорские организации — около 4 млрд грн. Отношение к этому механизму у экспертов неоднозначное. Кто-то считает, что такая схема создаёт условия для коррупции, однако Алексей Оржель уверен, что если будет выбран правильный механизм, средства будут распределяться прозрачно. "Донор не станет давать деньги на государственные и целевые программы, не захочет давать их бюджетным органам, которые будут решать, куда им тратить эти деньги. Финансы станут выдавать через свои аккредитованные банки с европейским капиталом. Банки будут внимательно следить, на что пойдут эти деньги. Более действенной схемы пока в стране не было", — поясняет Оржель.

Сознательности не хватает

Однако создание фонда энергоэффективности само по себе панацеей не станет. Вице-премьер Геннадий Зубко отмечает, что помимо закона, который создал фонд энергоэффективности, нужно принять ещё три закона: "О коммерческом учёте коммунальных услуг", "О жилищно-коммунальных организациях" и "Об энергетической эффективности зданий". По словам Зубко, если их примут оперативно, станет возможно вести 100-процентный учёт коммунальных услуг и будут сняты все вопросы взаимоотношений потребителей и поставщиков услуг. "Принятием и внедрением этих законов мы даём старт масштабной энергомодернизации страны. Она будет иметь мультипликативный эффект для развития малого и среднего бизнеса, рынка строительных материалов, энергосервисных компаний", — уверяет чиновник. По его словам, если экстренно не повысить энергоэффективность, в бюджет придётся закладывать на субсидии дополнительные 75 млрд грн. Понятно, что в существующих условиях, чтобы найти эти деньги, Нацбанку придётся включить печатный станок.

До 30% тепла пропадает из-за потерь на теплотрассах

Эксперты соглашаются, что предлагаемые Зубко шаги важны. Единственный вопрос, захотят ли люди утеплять своё жильё, чтобы в результате отказаться от субсидий? "У нас есть разные группы потребителей. Если кто-то возьмёт кредит и заменит окна, а потом за счёт снижения счетов за тепло компенсирует эти средства, это активный потребитель. Если мы говорим о старом неэффективном жилфонде, где проживают не очень активные участники общества, то там отказаться от субсидий нельзя. У тех же бабушек проблемы другого порядка — как лекарства купить, а не проводить энергомодернизацию", — говорит Алексей Оржель.

Впрочем, эту проблему сугубо украинской не назовёшь. В США существует законодательно определённое понятие: "энергетическая бедность". Государство требует от провайдеров ЖКХ-услуг внедрять у "энергетических бедняков" типовые решения по энергоэффективности. "Регулятор заставляет их бесплатно принимать минимальные меры, такие как, к примеру, установка экранов за батареями, но в масштабах страны это огромная эффективность", — резюмирует Оржель.

Гривной наказывать будем

Тем не менее всё изложенное — полумеры. Как показывает мировой опыт, люди станут повышать энергоэффективность жилья лишь в том случае, если будут понимать финансовую выгоду бережного отношения к энергоресурсам. Чтобы добиться этого, нужно сокращать субсидирование. Сегодня на субсидии могут претендовать более 70% украинцев, что создаёт предпосылки для того, чтобы платёжеспособные украинцы также избегали уплаты полных сумм за коммунальные услуги, считает руководитель Агентства развития Днепра Владимир Панченко. "Обычно сразу сообщается, как долго будет продолжаться субсидирование, когда и как из него выходят. Например, в случае повышения доходов или улучшения конъюнктуры рынка", — говорит он.

Панченко предлагает взглянуть на пример Франции, где развита система авансовых платежей, когда государство индивидуально рассчитывает лимит, который каждый домовладелец должен ежегодно оплачивать за услуги ЖКХ. Если потребителю удастся сэкономить и не исчерпать лимит, государство возвращает переплаченные им средства. Таким образом, государство стимулирует население к энергосбережению и экономии потребления ресурсов. Нечто подобное можно внедрить и у нас, но для этого нужна политическая воля элит, сопряжённая с отсутствием популизма.

МНЕНИЕ

Всё сами

Генеральный секретарь Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Андреас Кифер о роли муниципалитетов в повышении энергоэффективности

Многие страны проводят энергетическую политику, в основе которой лежит повышение энергоэффективности коммунальной собственности в качестве примера для частных домовладений. Если люди видят, что в мэрии установили солнечные батареи на крыше и стали меньше платить за электричество, они то же самое сделают у себя дома. Технологии развиваются, и с каждым годом можно экономить всё больше энергии. И в этом вопросе коммунальная собственность должна служить примером.

Важно и то, чтобы муниципалитеты сами несли ответственность за коммунальное хозяйство и не надеялись в этом вопросе на центральные власти. Простой пример. Недавно я узнал, что в Венгрии в последнее время ухудшилось состояние школ. Венгерское правительство проводит политику рецентрализации. Правительство вывело школы из управления муниципалитетов и взяло на себя ответственность за них. Несколько мэров мне звонили и жаловались, что нужно делать запрос, даже чтобы заменить лампочку. В прошлом, когда муниципальные работники видели, что что-то нужно починить, это было делом получаса. Сейчас мелким ремонтом они вообще не хотят заниматься, нужно приложить максимум усилий, чтобы согласовать всё с центральными властями.

Более того, когда за школы были ответственны местные власти, рабочие всегда следили за тем, чтобы после занятий выключить везде свет. Сейчас они этого не делают. Перерасход энергии перестал быть проблемой мэра. Это проблема кого-то из центра, а значит, и нет нужды следить, чтобы сторож выключал свет. Логика тут простая. Когда ты используешь собственные ресурсы, быть экономным куда проще. Поэтому для Украины децентрализация — это хорошее явление. И со временем обязательно принесёт плоды.

Ищите банкрота

Координатор жилищно-коммунальных программ гражданской сети "Опора" Татьяна Бойко о причинах задержки начисления субсидий

Проблема с возмещением субсидий существует. В зависимости от области задержки при начислении составляют 3–6 месяцев. По разным оценкам, Украине нужно от 80 млрд до 100 млрд грн на субсидии. Оценить, есть ли у государства деньги на их выплату, крайне сложно.

Я не думаю, что в следующие три года может произойти полная монетизация на уровне потребителя. У нас нет единой базы субсидиантов, где указано их количество и объёмы потребления субсидий. Возможно, такая база в Министерстве соцполитики есть, но официально эта информация нигде не доступна.

Нужен долгосрочный план, необходимо сокращать социальные нормативы. Число людей, которые нуждаются в помощи, должно уменьшаться. Необходимо изменить упрощённую форму подачи документов на получение субсидии, следует учитывать не только официальный доход, нужно смотреть на количество собственности и наличие сбережений.

Но пока существующая система предоставления субсидий создаёт проблемы в работе ТКЭ. Поскольку поставщикам приходится долго ждать взаимозачёта денег, они не могут рассчитаться за газ, а в это время начисляются штрафы и пени. Они часто превышают сумму основного долга. Я склоняюсь к тому, что сейчас происходит банкротство ТКЭ, чтобы их можно было дешевле продать.

21
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

https://www.dobovo.com/ru/
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.