Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Революция розеток. Как построить бизнес на электрокарах

Революция розеток. Как построить бизнес на электрокарах

В Украине в последнее время появляются инициативы, направленные на популяризацию электрокаров. По прогнозам участников рынка, в результате уже к 2020 году электромобили могут составить до 15% украинского автопарка

3620

Только за 9 месяцев этого года в нашей стране, по данным МВД, зарегистрировали 1,4 тыс. электромобилей. Больше всего их покупают в Киеве, Днепре и Харькове.

Украинцы начали активно интересоваться электрокарами ещё в 2014-м. И не только как средством передвижения, а и как бизнесом. "В сентябре 2014 года я с волонтёрами возвращался из зоны АТО и понимал, что мы заправляем наши бусы российским бензином, — говорит Александр Кравцов, соучредитель компании ElectroCars. — Тогда мы вспомнили о существовании электромобилей и уже через месяц заказали в США первый Nissan Leaf". Сегодня фирма Кравцова занимается продажей, прокатом и популяризацией электромобилей в Украине. В 2017 году ElectroCars открыла свой салон. Недавно там купили уже сотый электромобиль.

Бизнес компании GreenFuel, украинского производителя зарядных станций для электрокаров, также стартовал в 2014 году. "Электромобили начинали завозить, а зарядной инфраструктуры в стране не было вообще", — рассказывает директор GreenFuel Дмитрий Николайко. Вместе с командой из нескольких инженеров и менеджеров он ознакомился с устройством работающих в мире зарядных станций и взялся за создание своего прототипа. На сегодня компания Николайко продала уже около сотни зарядок GreenFuel. Стоимость каждой — 27 тыс. грн. При этом аналогичная станция зарубежного производства, как утверждают в GreenFuel, обходится на 25–35% дороже.

Александр Вовк, генеральный директор компании "Оксижен Груп", пошёл ещё дальше. Кроме продажи автомобилей и зарядных станций он начал развивать первую в Киеве службу электротакси. На данный момент общий пробег парка "Окси такси" уже превысил 10 млн км. Тариф в электротакси составляет 8 грн за км, в то время как в Uber — от 4,5 грн за км. Однако основатель компании не считает бизнесы, связанные с электрокарами, суперприбыльными. "В краткосрочной перспективе заработать на этом нереально. Главная задача — сделать электромобили популярными среди населения, развенчать связанные с ними мифы и доказать, что электрокары — это ещё и выгодно", — рассказал Александр Вовк.

Цена энергонезависимости

Самый популярный электромобиль в Украине — Nissan Leaf. По разным оценкам, среди электрокаров, которые колесят по украинским дорогам, 80% — это именно Nissan. Причина популярности в цене. За б/у автомобиль, привезённый из США, придётся заплатить около $14 тыс. Для сравнения: Tesla обойдётся в три раза дороже. Но и возможности у бюджетного Nissan скромнее — на одной подзарядке он может проехать до 175 км, тогда как Tesla — 500 км. Впрочем, для многих этого более чем достаточно — мало кто из автомобилистов проезжает в день более 100 км.

1,4 тыс. электромобилей зарегистрировали в Украине за 9 месяцев 2017 года

Бюджетные Nissan Leaf поступают из США после использования их в лизинге в течение 2–3 лет. Украинские предприниматели скупают их на американских аукционах и завозят в нашу страну. У официальных дилеров в Украине Nissan Leaf не купишь. Между тем, как выяснил Фокус в "Nissan Украина", официальная презентация самого популярного в стране электромобиля не планируется по меньшей мере до 1 апреля 2018-го.

Импортёры, объясняя промедление с ввозом в Украину электрокаров, в частности, ссылаются на отсутствие государственных программ, которые удешевляют авто для конечного потребителя. Ведь новые электрокары, которые с учётом налоговой нагрузки будут стоить не менее $30 тыс., вряд ли станут пользоваться большим спросом.

Впрочем, есть и компании, которые официально продают электрокары в Украине. Это Renault, Hyundai и BMW.

Но всё же официальные автоимпортёры в сегменте экологичных авто пока делают ставку на машины с гибридным двигателем. Их покупают чаще, чем электрокары, — за 9 месяцев текущего года продали 1,7 тыс. гибридных машин против 1,4 тыс. авто лишь с электроприводом. По статистике МВД, за этот период чаще всего регистрировали Toyota RAV-4 Hybrid, Chevrolet Volt и Kia Niro.

Спасибо зарядке

Водителей электрокаров прежде всего привлекает возможность экономить. Как отмечает Александр Кравцов, дешёвая электроэнергия при дорогом бензине однозначно подталкивает к выбору в пользу электричества. Как подсчитали в компании "Оксижен Груп", владелец авто в Украине в среднем за год проезжает около 20 тыс. км, расходуя до 2 тыс. литров бензина, что вместе с ежегодным техобслуживанием обходится примерно в 60 тыс. грн. Для электромобиля, при условии зарядки от домашней розетки, эксплуатационные расходы за год с учётом планового ТО составят около 7 тыс. грн. А если заряжаться по ночному тарифу, который на 50% меньше, затраты существенно снизятся. Правда, чтобы пользоваться такой возможностью, предварительно нужно установить двухфазный счётчик электроэнергии.

Но всё же главная проблема перед покупкой электрокара — беспокойство из-за дороговизны обслуживания. По словам учредителя Tesla Club Ukraine Назара Шимоне-Давида, бояться не стоит — эксплуатация электромобиля обычно обходится в семь раз дешевле, чем авто с бензиновым двигателем.

Не страшна и ситуация с ремонтом. По отзывам автовладельцев, наиболее уязвимое место в электрокаре — ходовая часть. Но её можно починить на любом СТО. "Как владелец СТО скажу, что обслуживать электромобили невыгодно — они практически не ломаются, а деградация батареи происходит медленно. В целом электромобили похожи на смартфоны — не ремонтируешь, пока не разобьёшь", — говорит Кравцов.

Полный заряд. По данным Международного энергетического агентства, общее число электромобилей в мире составляет около 2 млн

Ещё одно опасение покупателей электромобилей — поиск зарядочной станции. По информации Дмитрия Николайко, в 2015 году в Украине насчитывалось порядка 100–200 зарядных станций, в 2016-м — 500–700, а по состоянию на сегодня 1,3–1,5 тыс.

Как отмечает Николайко, бесплатные зарядки можно найти на сетевых АЗС (сети "ОККО", "КЛО" и др.), парковках при торговых и бизнес-центрах, в жилых комплексах. Они появляются даже в банках. В частности, в рамках общей стратегии повышения энергоэффективности Украины 7 бесплатных электрических заправок с паркоместами в Киеве, Черновцах, Днепре, Кривом Роге и во Львове оборудовал Ощадбанк. По информации банка, в среднем за день там заряжаются по 5–7 электромобилей, и их количество стабильно растёт.

В сети "ОККО" сегодня работает 41 электрочарджер, и в ближайших планах компании установка ещё 8 скоростных электрозарядок."Сейчас услуга является бесплатной, но мы не исключаем, что в будущем за неё придётся платить", — говорит руководитель департамента развития АЗК "ОККО" Назар Турхан. По его словам, спрос на услуги электрозарядок с начала 2017 года вырос более чем в два раза. Если в феврале-марте на АЗК "ОККО" заряжалось около 300 электрокаров в месяц, то сейчас уже более 600. То есть услуги по подзарядке электромобилей уже начинают напоминать бизнес.

Это подтверждает и то, что в Украине стали появляться зарядные сети, которые предоставляют платный сервис на наиболее популярных направлениях, — например, сеть "ТОКА".

Как правило, предприятия, которые организовывают у себя бесплатные зарядки, публично объясняют такой шаг стремлением поддержать инновации и повысить энергоэффективность. Однако за этим стоит один из новых способов привлечения клиентов. Ведь пока электрокар заряжается, его пассажиры будут вынуждены в течение как минимум получаса тратить деньги в кафе или торговом центре.

Городу и миру

Экономичные электрокары приносят выгоду не только своим владельцам, но и экологии. Александр Вовк обращает внимание, что выбросы транспорта в мире сейчас составляют около 7 гигатонн СО2 в год (около 23% общих выбросов углекислого газа в атмосферу). То есть теоретически, заменив весь автотранспорт на электрический, выбросы СО2 можно снизить почти на четверть. 

70 млн электрокаров в мире будет использоваться в 2025 году, по прогнозам экспертов

При этом один из главных загрязнителей воздуха — такси. "На улицах городов такси составляют лишь 2% общего количества транспорта, но из-за интенсивности поездок они ответственны за 20% загрязнений, — рассказывает Александр Вовк. — Именно поэтому во многих столицах ЕС планируют к 2020 году оставить только электрические городские такси, что уменьшит выбросы на 30%".

Но говорить о том, что электромобили в ближайшие годы повлияют на улучшение экологии, не приходится. По данным Международного энергетического агентства (IEA), общее количество электрических авто в мире — около 2 млн. Это всего 0,2% от числа всех автомобилей. В IEA ожидают, что к 2020 году количество электрокаров вырастет до 9–20 млн, а к 2025-му — до 40–70 млн.

Чтобы ускорить распространение электрокаров или даже отказаться от использования дизельных и бензиновых автомобилей в долгосрочной перспективе, во многих странах автолюбителей стимулируют пересаживаться на "чистые авто". В качестве примера координатор Автомобильного комитета Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) Елена Бучка приводит Норвегию. Там покупатели электромобилей освобождаются от ряда налогов и платы за парковку. Электромобилям разрешают движение в полосе для общественного транспорта и свободное использование многочисленных станций подзарядки. Благодаря таким мерам электрическими двигателями уже оснащено около 30% авто, которые продаются в Норвегии, а правительство готовится к полному переходу на электрокары в течение 10 лет.

Впрочем, даже на Западе ситуация с распространением электромобилей выглядит не очень радужно. Как отмечает член Экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников, электрокары становились популярными преимущественно в тех странах, где есть прямое субсидирование или льготное кредитование их покупателей. "Как только государства прекращали или ограничивали подобную поддержку, как это произошло в Дании, интерес населения в приобретении электромобилей резко падал", — утверждает Олейников. Речь идёт о падении на две трети продаж электромобилей в Дании в І квартале этого года из-за упразднения госсубсидий на электромобили. Датское правительство отреагировало на это временным продолжением программы субсидирования.

В Украине в последнее время также появляются инициативы, направленные на популяризацию электрокаров. В октябре 2017 года в Верховную Раду поступили три законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно популяризации электромобилей. Поддержка этих инициатив поможет удешевить электрокары до 30% за счёт освобождения от налогообложения при их покупке и создаст дополнительные льготы при эксплуатации. По прогнозам участников рынка, в результате уже к 2020 году электромобили могут составить до 15% украинского автопарка.

В принятии подобных законопроектов заинтересованы практически все участники авторынка, включая официальных автоимпортёров и дилеров, которые не спешат ввозить электрокары в Украину во многом именно из-за отсутствия программ поддержки электротранспорта. По словам Елены Бучки из Автомобильного комитета ЕБА, официальные дилерские сети заинтересованы в стимулировании рынка электромобилей, так как это приведёт к борьбе с "серым" импортом.

По мнению операторов рынка электрокаров, бензозаправки в такой ситуации не особо пострадают, если вовремя перепрофилируются в скоростные зарядки. Правда, представители сетей автозаправок деликатно обходят этот вопрос и тем временем активно устанавливают зарядные станции и развивают дополнительные платные сервисы. Единственная сторона, которая останется в явном проигрыше от активной продажи электротранспорта, — производители и оптовые импортёры нефтепродуктов. "Поставщики и продавцы нефтепродуктов со временем начнут терять объёмы продаж и нести убытки. Соответственно такие компании будут пытаться оттянуть принятие подобных законопроектов", — считает адвокат юридической компании "Де-юре" Игорь Фомичёв. Подобные процессы могут происходить во всех странах, где сильно нефтяное лобби. Например, недавно стало известно, что в США Республиканская партия предлагает сократить действующую в стране господдержку электрокаров. А если в Штатах отменят налоговую скидку на электрокары в размере до $7,5 тыс., как того хотят республиканцы, в Украине также могут подорожать электромобили, большую часть которых завозят из США.

38
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.