Оторваться от земли. Как аграрии оказались заложниками новых правил использования дронов
Украэрорух пытается поделить небо между дронами и всеми остальными. И хотя применение беспилотников действительно нуждается в регуляции, участники рынка считают, что предложенный вариант был наихудшим из возможных
В апреле этого года агрохолдинг "Мрия" потратил полмиллиона гривен на приобретение беспилотника. С помощью новинки компания рассчитывает обеспечить более качественный мониторинг вегетации культур и повысить точность прогнозов урожайности. Незадолго до "Мрии" свой авиапарк из дронов сформировали другие ведущие игроки агросектора: "Индустриальная молочная компания", "Кернел", Syngenta. Всего за минувший год аграрии купили около 2 тыс. дронов — это пятая часть всех присутствующих в Украине платформ, которых в прошлом году было импортировано почти на $9 млн. Спектр их применения в АПК невероятно широк — беспилотники используют для мониторинга посевов, фотосъемки и анализа, оценки урожайности, а также для внесения удобрений и средств защиты растений.
По словам Валерия Яковенко, основателя компании Dron.Ua, которая обслуживает ведущие агрокомпании, за последние три года цена на беспилотники снизилась почти в три раза, что и стало драйвером роста их популярности. Применение дронов в агросекторе распространилось настолько, что аграрный комитет Верховной Рады всерьез рассматривал возможность приравнять их к сельхозтехнике и распространить на их приобретение программы государственной поддержки.
С такими вводными аграрная отрасль вошла в новый сезон, однако с 1 июня правила игры резко изменились. Госавиаслужба с начала лета 2018 года ввела первые в истории Украины правила использования дронов. До сих пор этот сегмент никак не регулировался: формально дроны попадали под требования положения об использовании воздушного пространства, однако там не упоминались, и никакая ответственность за нарушение его норм операторам не грозила. Ввиду все большего распространения беспилотников саморегуляция отрасли создавала высокие риски, и в какой-то момент авиационные функционеры решили рубить с плеча — ввели свод правил применения дронов.
Документ под названием "Временный порядок использования воздушного пространства Украины" опубликовали 1 июня. Он стал шоком для причастных к отрасли, хотя все без исключения заявляют, что сегмент использования дронов нуждается в регуляции. "Дело в том, что предложенный вариант был наихудшим из возможных", — поясняет Яковенко.
Госавиаслужба с начала лета 2018 года ввела первые в истории Украины правила использования дронов. До сих пор этот сегмент никак не регулировался
При этом статус документа оказался не обязательным к исполнению, так как не был должным образом согласован с заинтересованными ведомствами. Как написал на своей странице в Facebook первый замминистра агрополитики Максим Мартынюк, ведомство безуспешно пыталось найти на официальных ресурсах заюстированный приказ.
"Несомненно, вопросы использования воздушного пространства относятся к компетенции Украэроруха, но поскольку новые правила затрагивают интересы третьих лиц и имеют признаки регуляции, они должны быть соответственно согласованы. Похоже, что этого сделано не было, и как результат документ совершенно не учел использования дронов в корпоративном секторе, представителям которого сейчас, в начале жатвы, то есть в самый неблагоприятный момент, необходимо вносить изменения в бизнес-процессы, — написал Мартынюк. — Никто не отрицает необходимости внедрения в воюющей стране закрытых для полетов зон и территорий, и вообще регулирования воздушного пространства. Но есть чисто практический вопрос о возможности выполнения новых стандартов, в частности в части заблаговременного информирования".
С чего спрос
Все дроны делятся на две категории по признаку массы — до 2 кг и выше. В отношении первых ограничения менее жесткие, однако ощутимые. Так, легкие дроны могут летать без получения специальных разрешений, однако только в дневное время, не нарушая границ зон, закрытых для полетов (их список довольно пространен), находясь в визуальной видимости пилота и не нарушая нормативов по высоте и скорости. Для тяжелых дронов весом от 2 кг даже такая усеченная вольница недоступна — на каждый их полет нужно запросить разрешение от Украэроуха с указанием карт полета, предполагаемого времени не менее чем за 10 дней до его даты.
Именно последний пункт участники рынка называют наименее выполнимым. При всем желании предугадать возможность полета за 10 дней невозможно, так как эксплуатация дронов тесно связана с погодными условиями. По словам Cервера Акимова, главы компании SmartDrones, чтобы выполнить требование об уведомлении и при этом иметь возможность совершить полет, аграрии будут подстраховываться, подавая несколько заявок в расчете, что одна из них выпадет на полетный день. "Это будет лишняя трата времени и сил", — говорит Акимов. С другой стороны, опасение вызывает способность Украэроруха обработать все поступающие заявки, которых отрасль будет генерировать в масштабе более 1 тыс. в день. "Как один центр будет координировать полеты всех дронов в разных уголках Украины — непонятно", — говорит Алексей Мушак, народный депутат, член Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
Кроме того, существует ряд требований второго порядка, которые также указывают на то, что Украэрорух не принял во внимание специфику применения дронов в агросекторе. Высота в 50 м недостаточна для качественного выполнения агроработ, а дальность полета достигает нескольких километров, что исключает возможность визуального наблюдения внешнего пилота за аппаратом, при этом съемка их движущегося транспортного средства запрещена.
Инфографика: Елизавета Букреева
Еще одна смежная с агросектором отрасль применения дронов, которая также оказалась блокирована новыми правилами, — геодезия, где беспилотники использовали для фотосъемки земельных участков и установления их границ. Особенно спрос на эти работы вырос в последние годы в связи с формированием объединенных территориальных громад (ОТГ) и достиг пика в феврале текущего года, когда Кабмин передал в собственность ОТГ земли за пределами населенных пунктов. Один час традиционной аэрофотосъемки обходится в 20 тыс. грн только на топливо, в то время как себестоимость полета дрона — только подзарядка аккумуляторов, поэтому местные органы власти охотно нанимали компании — операторы беспилотников для проведения замеров. Теперь на эти полеты также придется получать разрешения.
Зафиксированные во "Временном порядке" требования станут обязательными с момента вступления в силу приказа "Об утверждении Авиационных правил Украины "Правила использования воздушного пространства Украины", который находится на визировании в Министерстве юстиции. Сейчас Украэрорух принимает замечания от участников рынка. Обновленная версия правил будет представлена к концу августа.
10 главных правил использования дронов по версии Украэроруха
- Полеты осуществляются только в дневное время.
- Дроны не должны нарушать государственную границу и границы закрытых для полетов зон; полеты нельзя выполнять над дорогами государственного значения, линиями электропередачи, газопроводами, ж/д станциями, электростанциями, портами, хранилищами топлива, местами аварий и катастроф, всеми объектами, которые принадлежат правоохранительным органам.
- Дроны не должны приближаться менее чем на 5 км к взлетно-посадочным полосам, рулежным дорожкам аэродромов и вертодромов; менее чем на 500 м — к другим воздушным судам в воздухе.
- Полеты выполняются в границах прямой видимости, но не дальше 500 м от внешнего пилота.
- Максимальная высота полета — 50 м, максимальная скорость — 160 км/час.
- Пилот не может осуществлять управление беспилотником из транспортного средства, которое находится в движении.
- Один внешний пилот управляет только одним беспилотником.
- Деятельность беспилотника может быть в любой момент приостановлена Украэроцентром в соответствии с государственными приоритетами, поэтому с госавиаорганами пилот должен поддерживать постоянную связь.
- Внешний пилот должен следовать за беспилотником к месту его вынужденной посадки/падения и проинформировать органы авиации о результатах поиска.
- На полеты всех дронов весом свыше 2 кг нужно получить разрешение Украэроруха не менее чем за 10 дней до полета.