Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Политика
Красивая странаРейтинги фокуса

Деньги на хохот

Улыбка зрителя или слушателя имеет конкретную цену в твёрдой валюте. Например, артист уровня Максима Галкина, веселя народ, может за час «поднять» больше 100 тыс. евро
000


Давно прошли времена, когда юмористические передачи были просто развлечением для души или средством идеологической борьбы с совет­ским режимом. Например, старый добрый КВН, который в своё время закрывали из-за неблагонадёжности, превратился в мощную корпорацию смеха. Украинские журналисты как-то подсчитали, что доход АМиКа — «Александра Маслякова и компании» — составляет более $1,2 млн. в год. Многие известные ещё во времена СССР артисты эстрады — Михаил Задорнов, Михаил Жванецкий, Евгений Петросян — уже давно перешли на коммерческие рельсы. Их гонорары за выступления достигают нескольких десятков тысяч долларов. А Петросян и вовсе начал продюсировать телевизионный театр «Кривое зеркало», конкурируя с известным уже 16 лет «Аншлагом». Налицо все признаки отраслевого рынка.

Главное мерило популярности юмористов сегодня — телевидение. Благодаря стабильно высоким рейтингам, «телевизионная смехотерапия» приносит телеканалам ощутимую прибыль от рекламы. К примеру, по данным компании «Видео Интернешнл-Приоритет», трансляция 30-секундного рекламного ролика в «Весёлом вечере Аншлага» или в «Кривом зеркале» на канале «1+1» в марте стоила $8,4 тыс.

Но если «аксакалам» юмора в начале 90-х приходилось перестраиваться на бизнес-интересы, то высокие заработки — изначальная цель новых юмористических проектов. Причём своим существованием новички зачастую обязаны именно раскрученным телепередачам.

Гнездо КиВиНа
Не секрет, что АМиК стал империей смеха во многом благодаря довольно жёстким правилам, несоблюдение которых каралось отлучением непослушных от клуба.

кавээнщик — это состояние души. Несмотря на высокий пост на телеканале «Интер», Наталья Джунь не теряет чувство юмора
кавээнщик — это состояние души. Несмотря на высокий пост на телеканале «Интер», Наталья Джунь не теряет чувство юмора


— Негласная политика КВН всегда запрещала игрокам принимать участие в других проектах. Появление членов КВН где-либо ещё вело, как правило, к скандалу. Тогда полетела не одна голова, — вспоминает бывшая кавээнщица, а ныне продакшн-директор телеканала «Интер» Наталья Джунь. Кстати, в своё время команду  «95-й квартал» выгнали из АМиКа за непослушание. А сегодня «Студия Квартал 95», которая работает с телеканалом «Интер», сама делает много весьма успешных проектов.

Наиболее популярные детища студии — программы «Вечерний квартал» и «Бойцовский клуб».

— С телеканалом «Интер» у нас подписан договор, мы также являемся эксклюзивными лицами канала, — рассказывает Фокусу административный директор «Студии Квартал 95» Елена Кравец.
По её словам, это просто финансовые отношения, поскольку студия — отдельная организация, которая по заказу телеканала готовит передачи.

— Мы полностью делаем шоу, канал его только снимает. Вся подготовка, сценарий, тексты шуток и номеров, вся творческая часть лежит на нас, — подчёркивает г-жа Кравец. — Доходы же зависят от рейтинга программы.

Другие выходцы из КВН также по-прежнему держатся вместе, продолжая работать в новых проектах. Популярный ныне Comedy Club создали члены команды КВН «Новые армяне», увидев пять лет назад в США разговорный клубный жанр stand up comedy. В центр сцены небольшого клуба выходят артисты и произносят монологи на абсолютно разные темы. При этом шоу проходит живо и динамично, публика может задавать артистам каверзные вопросы. Грамотный коммерческий подход позволил превратить Comedy Club в транснациональную корпорацию юмора, годовой оборот которой, как утверждают российские журналисты, превысил $10 млн. Это пока ещё не АМиК, но для начала тоже неплохо: резиденты Comedy уже вошли в список «Самых обеспеченных звёзд спорта и шоу-бизнеса» по версии журнала Forbes.

За $3 тыс. на день рождения друга можно подарить прикольный фильм, главную роль в котором играет сам виновник торжества
За $3 тыс. на день рождения друга можно подарить прикольный фильм, главную роль в котором играет сам виновник торжества


«Comedy Club Украина» искушённым зрителям кажется несколько проще своего российского собрата. Тем не менее, этот проект достаточно быстро набрал популярность.

— На телеканале «Интер» он шёл достаточно успешно. Сравнивать его с российским Comedy Club нельзя, поскольку тот идёт на «Новом канале», у которого совсем другой количественный и качественный охват аудитории, — полагает Наталия Джунь.

Кстати, с 30 марта «Comedy Club Украина» будет выходить на телеканале «1+1». Рекламная компания «Приоритет» прогнозирует достаточно высокий рейтинг этой программы: соответственно, реклама в ней также будет стоить недёшево — около $1900 за полминуты.

Ближе к зрителю
Впрочем, телевидение для юмористических артистов — не основной источник дохода. В первую очередь это средство пиара. Как только юморист начинает реже мелькать на телеэкране, его гонорары падают.

— Основные деньги зарабатываются на гастролях, на так называемых «корпоративах», event’ах. Два-три удачных эфира на общенациональном канале — уже можно повышать гонорар и бытовой райдер (условия организации выступления) до серьёзного уровня, т.е. до десятков тысяч долларов, — говорит г-жа Джунь.

Чем лучше и качественнее артист представлен на телевидении, тем выше популярность, соглашается админдиректор «Студии Квартал 95» Елена Кравец.

— Быть может, в последнее время мы отошли от тех слоёв населения, которые ранее могли себе позволить недорогую вечеринку с нашим участием. Когда-то мы стоили не очень дорого, только начинали свою карьеру, учились. А сейчас приходится работать очень много, часто без выходных, — рассказывает г-жа Кравец.

Богатые тоже смеются — над розыгрышами и эксклюзивными подарками от Дмитрия Чекалкина
Богатые тоже смеются — над розыгрышами и эксклюзивными подарками от Дмитрия Чекалкина


По её словам, размер гонорара зависит от объёма работы, возможностей и потребностей заказчика. Это может быть, к примеру, часовая развлекательная программа, составленная из лучших номеров, или же ведение вечера актёрами «Вечернего квартала». Также артисты могут предложить написание сценария вечеринки, организацию всего праздника «под ключ», режиссуру, звуковую аппаратуру, сцену — в зависимости от требований и бюджета.

Стоимость развлечения обычно оговаривается индивидуально. Из неофициальных источников известно, что «корпоративное» выступление «95 квартала» обходится примерно в $10-15 тыс. Работа артистов российского Comedy Club на частной вечеринке стоит до $35 тыс., а иногда даже дороже. Украинский Comedy Club — дешевле, поскольку его популярность уступает российскому проекту.

Эксклюзивно пригласить известных артистов сегодня тоже можно без проблем, были бы деньги. К примеру, на одном из «закрытых» концертов Максим Галкин заработал за час 120 тыс. евро. Правда, это было в предновогодние дни, когда цены взлетают в 1,5-3 раза.

Как рассказали Фокусу в одном из киевских агентств, которое занимается организацией гастролей артистов разговорного жанра, — ещё лет пять назад принимались заказы на участие юмористов в корпоративных праздниках. Но теперь практически каждый артист имеет свой сайт, где указаны его контакты. Поэтому такие заказы сейчас делают либо event-агентства, профессионально занимающиеся организацией досуга своих клиентов, или же напрямую договариваются сами заказчики.

В проведении обычных гастролей юмористов практически ничего не изменилось.

— Сегодня полные залы собирают трое — Задорнов, Жванецкий и Галкин, от цены билетов это не зависит, — поделился с Фокусом представитель гастрольного агентства, попросивший не указывать его имени. По его словам, размер гонораров артистов за последний год практически не менялся. Но билеты дорожают из-за повышения стоимости аренды залов и увеличения других расходов.

Эксклюзивные «приколы»
Обычными концертами украинского потребителя юмора уже не удивишь. В моду входят оригинальные услуги — ведь изменилась сама психология заказчиков.

— Если раньше достаточно было накрыть небольшой стол и выпить шампанского из пластиковых стаканчиков, то сегодня организация для укрепления корпоративного духа должна уже чем-то приятно удивлять, — отметил в разговоре с Фокусом генеральный директор компании Diva Production Дмитрий Чекалкин. Например, его фирма принимает заказы на «корпоративные» фильмы, где может быть до 100 персонажей: как рисованные мульты, так и переозвученная киноклассика, нарезка из фильмов (как в популярной «Операции Проффесор», которую тоже создавали специалисты Diva). Или — даже спецвыпуск новостей, в которых дикторы рассказывают о компании, а комментарии политиков посвящены какой-то дате, интересующей заказчика. Такие заказы, по словам г-на Чекалкина, уже исчисляются сотнями. А подобные фильмы становятся для компаний частью корпоративной культуры, их тиражируют, дарят сотрудникам к праздникам.

Оригинальным образом можно отметить и событие в жизни человека. Например, подарить фильм на свадьбу. Именно такой презент получил к своей свадьбе руководитель одной крупной украинской телекоммуникационной компании: в главных ролях оказались и он со своей избранницей, и часть гостей, о которых сообщили перед изготовлением этой ленты. Просмотр фильма, естественно, стал кульминацией свадьбы, а гости долго хохотали, особенно когда речь шла о них самих. Обойдётся такой подарок в $3-4 тыс., то есть дешевле, чем приглашение «звезды». А вот приятные эмоции останутся гораздо дольше — именно их и стоит коллекционировать, убеждён Дмитрий Чекалкин.

Гарик «Бульдог» Харламов (слева) и Тимур «Каштан» Батрутдинов вместе с другими резидентами Comedy Club за одну вечеринку могут заработать $35 тыс.
Гарик «Бульдог» Харламов (слева) и Тимур «Каштан» Батрутдинов вместе с другими резидентами Comedy Club за одну вечеринку могут заработать $35 тыс.


У людей обеспеченных свои причуды. Так, ко дню рождения одного из совладельцев группы «Приват» Геннадия Боголюбова был издан 100-страничный глянцевый журнал Gennady с эксклюзивными текстами — от смешного кроссворда до репортажей и анекдотов, а также с уникальными фотографиями из жизни юбиляра и его друзей. Над ним почти три недели трудилось около 20 человек, правда и обошёлся такой подарок недёшево: более $10 тыс., из которых 80 % — плата авторам. Зато это был суперэкслюзив. Чаще заказывают обычный популярный журнал, где на обложке вместо какой-нибудь известной топ?модели красуется фото именинницы — естественно, речь идёт не о всём тираже, а лишь о нескольких экземплярах. Как утверждает Чекалкин, его услугами пользуются даже состоятельные россияне, поскольку у северных соседей «с подобными услугами напряжёнка».

С помощью известных авторов из «Клуба Голохвастова» — Яна Таксюра и Александра Володарского — изготавливаются и весёлые газетные спецвыпуски. Ну а самый простой способ подарить хорошее настроение — заказать телефонный розыгрыш с трансляцией по радио. Эта достаточно популярная (бывает по 10-15 человек в день) и недорогая услуга: стоит она $30.

Печатное слово
Ещё 10-15 лет назад самым массовым юмором считались анекдоты, которые передавались из уст в уста. Потом на этом начали делать бизнес, выпуская целые тематические сборники. Но времена меняются: популярные в период развала Союза сборники шуток и анекдотов уходят в историю. Ведь шутки на все случаи жизни вместе с весёлыми картинками сегодня широко представлены в Интернете, причём зачастую — бесплатно. Правда, бывают и исключения.

— Наши новые книги «1000 прикольных SMS», выпущенная тиражом 31000 экземпляров, и «Полная энциклопедия SMS» с тиражом 23000 экземпляров, пользуются сумасшедшим спросом. Они очень хорошо продаются как в Украине, так и в России, — говорит Фокусу руководитель киевского представительства издательства «Фолио» Наталья Бондаренко. — Но сегодня подобное — скорее исключение, чем правило.

Во многом нынешний юмор — это привет из эпохи СССР. И артистам, известным ещё с того времени, украинцы готовы платить гораздо больше, чем за юмор «местного разлива». Отечественные мастера оригинального жанра готовы бороться с «мэтрами» за телепространство. Например, 1 апреля на Первом Национальном стартует новая юмористическая передача «Спотикач». Её создатели намерены продвигать украинский народный юмор. Впрочем, эксперты сомневаются, что этот проект сможет составить реальную конкуренцию мощной российской индустрии смеха.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.