Морской Лев
Один из самых известных в Крыму бизнесменов и политиков, депутат крымского парламента, лидер партии «Союз» Лев Миримский рассказал Фокусу, чем полуостров отпугивает российских туристов, о конкуренции в туристическом бизнесе и о том, сколько можно заработать на крымской недвижимости
— Как прошел туристический сезон на полуострове в этом году? — В Крыму сезон стартовал со скандала, связанного с несанкционированными НАТОвскими учениями в Феодосии. Позже — татарские волнения, вечные инфраструктурные проблемы. В первую очередь нестабильности испугались россияне и те, кто приезжал к нам из дальнего зарубежья. Хотя последних, на самом деле, в Крыму традиционно немного. Основная часть — это россияне. Тем не менее, сезон-2006 по объему туристов сравним с прошлым сезоном.
— Российское телевидение нередко сгущает краски, освещая ситуацию в Крыму…— Давайте не путать Россию и средства массовой информации, бизнес и государство. Да, туризм — это бизнес, бизнес — это конкуренция. Я не исключаю, например, что теракты в Турции — это отголоски борьбы конкурентов. Турецкая туристическая индустрия в последнее время очень динамично развивается. Если не ошибаюсь, доходы Турции от туризма сравнимы с доходами России от продажи газа в ЕС. Это колоссальные средства. Представляете, сколько мы в Крыму теряем?
Если говорить о российском бизнесе, то вполне понятна его заинтересованность в том, чтобы россияне ехали отдыхать в Сочи, а не в Крым. Но это конкретные бизнесмены, а не государственная политика. Я не исключаю, что и конкуренты могут работать против нас. Но мы и сами недорабатываем. Кто из видел рекламу Крыма в России? Этот курорт никто не популяризирует. Россия, напротив, прилагает максимум усилий, чтобы удержать своего туриста в стране.
— Как вы оцениваете ежегодные доходы Крыма от туризма?
— А какие доходы вы имеете в виду? Доходы бюджета? Бюджет автономии — это менее полутора миллиардов гривен. В последние годы в Крыму отдыхают 4-5 млн. туристов, в советские времена — 12 млн. Грубо говоря, если предположить, что налоги в крымский бюджет платятся честно, то выходит, что турист за время пребывания в Крыму тратит где-то 150 долларов. Вы этому верите?
То есть внушительные средства проходят мимо бюджета. Да, люди не платят налоги. Но не потому, что все поголовно — жулики, а из-за того, что налоги непомерны, учитывая специфику региона. Бизнес в Крыму — это в основном сфера услуг. Если мы говорим о сфере услуг, понятно, что она требует простой и прозрачной схемы налогообложения и минимального административного вмешательства. Я считаю, если бы в Крыму владельцы ресторанного бизнеса платили экономически взвешенный налог с каждого столика, или в гостинице — за каждую койку, было бы удобно и предпринимателям, и контролирующим органам.
— Почему крымские цены растут каждый год, а уровень развития инфраструктуры остается предельно низким?
— Цены растут потому, что, с одной стороны, спрос на Крым довольно высок. С другой, в целом жизнь дорожает, а туристический сезон в Крыму слишком короткий. Но я согласен, во многих пансионатах цены примерно одинаковые с турецкими, однако по уровню сервиса мы пока проигрываем.
— Кто сейчас вкладывает деньги в развитие туристической инфраструктуры Крыма?
— Пока, в большей мере, это украинские деньги. Россияне — вторые. Хотя раньше они активнее инвестировали в Крым. Но после Оранжевой революции натянутость в российско-украинских отношениях наложила свой отпечаток на бизнес. Хотя россияне, конечно, продолжают строить. Крупнейшим инвестором в Крыму является Национальный резервный банк России (в основном строят в Алуште).
— Какова ситуация с нетуристической недвижимостью?
— Сейчас в Крыму интенсивно развивается строительство жилья. В Ялте цены на жилье адекватны киевским. Возле моря цена квадратного метра уже приближается к отметке $10 тыс. за метр. Но еще можно найти жилье и за $800. Правда, на ЮБК таких цен уже точно нет. Я бы сказал, средняя цена — до $2 тыс. за метр. Сейчас вкладывать в недвижимость в Крыму очень перспективно. Цены растут. К примеру, в Николаевке (под Саками), пять лет назад сотка земли стоила $100, а сейчас — $1500. Есть большая Ялта, где цена на сотку земли доходит до $25 тыс, в Феодосии — $3-5 тыс. Однако многие уже понимают, что если в таких городах как Евпатория или Саки будет развиваться инфраструктура, начнется массовое строительство, земля и там начнет значительно дорожать. Люди, которые первыми вложат деньги, гарантирую, через три года получат в два раза больше.
— Кто активнее всех занимается строительством?
— Я – не эксперт в этом вопросе. По ощущениям, 80% средств в Крым вкладывают украинцы. 20% — все остальные. Россияне больше остальных вкладывают в строительство отелей. А, к примеру, аквапарки строят крымские инвесторы. Жилье тоже преимущественно строят отечественные компании.
— Если говорить о крымской земле, насколько процесс ее распределения находится в тени?
— Сейчас правительство пытается контролировать ситуацию. А при премьере Анатолия Матвиенко всякое бывало. Чего только стоит авантюра с попыткой отвода 3 тыс. га земли под так называемый проект "Гольф-сити". В действительности землю должны были выделить фирме с мизерным (если не ошибаюсь, $4 тыс.) уставным фондом. Если бы афера прошла, эту землю нарезали бы на кусочки и перепродали. Вот это было бы чистой коррупцией.
— Отдыхать вы тоже предпочитаете в Крыму?
— Уже шестой год подряд я с семьей отдыхаю в пансионате "Морской прибой". Крым — максимально комфортное место для жизни. Горький как-то сказал, что жизнь дана человеку один раз, а я бы добавил: и прожить ее нужно в Крыму. Я живу в Крыму и хочу, чтобы мои дети жили там.
— Каковы сейчас отношения между Киевом и Крымом?
— Крым — это автономия. Но, к сожалению, она таковой является формально. Ведь бюджет завязан на Киев. Крым-то, как ни странно, дотационный регион...
— Как складываются отношения с представителем Президента в Крыму Геннадием Москалем?
— Я считаю, что Москаль — здравомыслящий и грамотный человек. Вреда он Крыму не приносит.