Не спи, угонят!

autonews.autoua.net
autonews.autoua.net

Машины будут угонять столько, сколько они будут существовать: приход коммунизма с общими благами — такая же утопия, как «бентли» в каждой семье. Зато есть реальность: озабоченная милиция, недовольные страховые агенты,  расстроенные бывшие автовладельцы

С начала года только в Киеве около 500 автомобилистов оказались "безлошадными" по вине угонщиков. В 300 случаях машины были новыми дорогими иномарками. Это вовсе не означает, что владельцам ВАЗов, "Славут" и относительно простеньких "ланосов" позволительно расслабиться. Чтобы их "успокоить", скажем: похищают все без исключения. Что плохо лежит, вернее — стоит без присмотра, то и угоняют.

За редким исключением, для рядового владельца пропажа машины всегда происходит впервые. Боль, шок, досада, отчаяние, ненависть к преступнику — неполный набор чувств, охватывающих человека, попавшего в такую ситуацию. В "органах", чьи работники чуть ли не ежедневно сталкиваются с хищениями автомобилей, на проблему смотрят по-своему.

Охотничий инстинкт
— Половина всех случаев происходит по вине владельца автомобиля, по его небрежности, — говорит Федор, оперуполномоченный РОВД одного из районов столицы, согласившийся на разговор с Фокусом в обмен на обещание, что его настоящее имя не будет раскрыто. Можно сказать, что автолюбители сами провоцируют похитителей.

Чаще всего "плохостоящие" дорогие автомобили в Киеве угоняют в районах ул. Героев Сталинграда, Анны Ахматовой, на Оболони. По словам оперуполномоченного, именно там наибольшее скопление "лексусов", "лэндкрузеров" и других дорогих марок.

— Настоящая, можно сказать, профессиональная охота идет именно за этими машинами, — продолжает опер. — Применяют электронный взлом через специальные приборы, "перепрошивают" ЧИПы иммобилайзеров, используют другие воровские "высокие технологии". Процветает и мошенничество: например, каким-то образом злоумышленники достают пульт управления от сигнализации или дубликат ключа зажигания. Зачастую в сговоре с преступниками состоят работники СТО и автосалонов. Особенно — когда угонщики работают "под заказ" на какую-нибудь конкретную марку.

Но чаще всего ключи и сигнальные брелки просто крадут из кармана или барсетки. Точнее, "выбивают": искусно, как будто бы нечаянно, заденут плечом где-нибудь в толпе торгового центра или в тесном пространстве лифта, и получают желаемое в руки.

Масштабные "многоходовки" разыгрывают криминальные картели с сообщниками среди торговцев, страховщиков, правоохранителей, таможенников. Отслеживаются поступления целых партий автомобилей, потом их разрозненно покупают через подставных лиц. Машины страхуются, и после этого происходит всплеск угонов среди определенной марки. Концы теряются где-нибудь в России, Казахстане или Приднестровье. С вычетом всех издержек мошенники срывают куш до полумиллиона долларов.

Не спать!
При таких раскладах спрашивать об эффективности розыска с оперуполномоченных милиции, имеющих оклады в 700-800 грн., не приходится. Нет у них ни нужных приборов, ни радиостанций, ни автомобилей, ни бензина для них. Нет даже доступа к базе данных ГАИ. Оперативная работа с дорожной милицией осуществляется по старинке, через долгие запросы и неохотные ответы на них.

Между тем, какую-то часть автомобилей, находящихся в розыске, милиция все же находит. Так, в этом году в одном из густонаселенных районов Киева зарегистрировали 68 угонов. 15 машин найдены.

— Не думаю, что нужно раскрывать все секреты нашей работы, — говорит оперативник. — Если к нам обратятся по свежим следам, то вероятность удачи намного возрастает. Удивляет то, что чем дороже автомобиль, тем беспечнее его владельцы. Возможно, они полагаются на совершенство противоугонных систем. Но практика показывает, что "против вора нет запора". Вот недавно у нас был случай, когда угнали очень дорогой джип Volvo со спутниковой системой безопасности. И что, чем-то это помогло? Как в воду канул!

Дорогой автомобиль как дорогая игрушка: так и тянет хвастаться. Гордиться классной машиной — не грех. Но при этом не стоит забывать старую истину про средство передвижения. О нем надо заботиться!

Старший инспектор отделения профилактической работы ГАИ Киева Александр Ковалевский советует:
— Водитель всегда должен быть готов к тому, что его автомобиль собираются "увести". Похититель может выслеживать заказанный ему автомобиль и воспользуется даже минутной отлучкой владельца. Лучше всего — вообще не оставлять машину без присмотра в неохраняемом месте. И тем более — не оставлять ее на ночь во дворе. Но если уж беда случилась — тут же набрать "02" и подробно описать угнанное авто. Лишь за последние сутки нам привезли для снятия с учета два автомобиля, которые числились в розыске.

Автострах

Кроме правоохранителей, по долгу своей деятельности с угонами сталкиваются и в страховых компаниях. Там с ситуацией знакомы не хуже, чем в милиции.

— Ни одна страховая компания в Украине не страхует риск угона отдельно от риска повреждения авто, — говорит директор департамента автотранспортного страхования СК PZU Алексей Румянцев. — "общая" страховка стоит около 5% от стоимости автомобиля. Но если в машине установлена противоугонная система "Спутник-контроль", цена значительно снижается. Страховщик советует следить за тем, чтобы страховой договор включал поменьше ограничений. К примеру, многие компании оговаривают, что ночью машина должна находиться на охраняемой автостоянке. Но далеко не все стоянки юридически оформлены как охраняемые. Тут может случиться неприятный казус. Также не стоит страховать автомобиль на чересчур большую сумму: по закону, компания вправе не выплачивать клиенту деньги, превышающие реальную стоимость авто.

Коллега из другой страховой фирмы, начальник управления страхования транспортных рисков СК "Альфа-Гарант" Алексей Чиркин также рекомендует не лениться как следует изучить страховые документы, прежде чем поставить подпись:

— Условия могут быть разбросаны по договору, потому читать его следует внимательно. Кстати, некоторые компании могут отказать в выплате ущерба, ссылаясь на то, что противоугонная система не сертифицирована. Так что и "антиугонку" выбирать нужно тщательно.
В финале не совсем оптимистично отметим (какой оптимизм, когда даже спутниковые системы — не панацея!): если невмоготу жить без стопроцентной уверенности, что твоя машина не станет воровской добычей — лучше ездить на такси. По крайней мере, у нас. Вспомним незаряженные ружья, сверхнадежные самолеты, проверенные электроникой презервативы. И эти штуки иногда подводят тех, кто ими пользуется. В конце концов, утешиться можно тем, что угон авто — отвратительная вещь, но — не критичная для жизни. А ее не стоит даже самый тюнингованый Lamborghini.

Группа риска: знаменитости
В апреле этого года BMW X5 стоимостью за $120 тыс. украли у Дэвида Бекхэма. Он — четвертый футболист "Реала", который лишился автомобиля. Ранее жертвами похитителей становились Луиш Фигу, Роберто Карлос и Зинедин Зидан. В прошлом году в Киеве у игрока киевского "Динамо" Родриго тоже похитили BMW-X5. Ранее в Донецке угнали BMW у игрока украинской молодежной сборной Адриана Пуканыча; в 2004-м "мерседеса" лишился динамовец Горан Гавранчич. Пять лет назад Mercedes-Benz E-280 угнали у тренера донецкого "Шахтера" Анатолия Бышовца.
Из горькой чаши пьют не только футболисты:
BMW угнали у актера и телеведущего Игоря Угольникова;
Porsche Cayenne за $100 тыс. (оборудованный спутниковой сигнализацией) — у Богдана Титомира;
Toyota Prado — у Наташи Королевой;
Toyota Land Cruiser — у Леонида Агутина;
Mercedes-С-430-4М — у Александра Цекало;
Audi A-6 — у Роксаны Бабаян;
Mercedes G 500 — у писателя-сатирика Михаила Жванецкого;
Lexus LX-470 — у певца Игоря Корнелюка.