Политические вероизыски

Большинство депутатов — либо атеисты, либо простые прихожане разных церквей. Но есть среди них те, кто ищет Бога вне традиционного для Украины православия. Как ни странно, практически все «отступники от стандартов» сосредоточены в Блоке Юлии Тимошенко

Related video

Неоязычники
Одно из самых экзотических депутатских верований — неоязычество. Которое сами оригиналы считают как раз наиболее традиционной для Украины религией, всего лишь вытесненной христианством. Они ее подчеркнуто именуют "Рідною Українською Національною вірою" (РУНвіра). Согласно ее учению, украинцы имеют свое понимание высшей силы, явленной им под именем Дажбога. Христианскую религию рунверовцы отрицают как пришлую и едва ли не оккупационную. Они полагают, что христианство не только потеснило их, но и присвоило себе их праздники, заместив, например, Рождество света Дажбога Рождеством Христа, а также похитило и собственно слово "православие", якобы тоже относившееся когда-то к язычеству.

Украинское язычество, впрочем, "болеет" вполне православными недугами: оно, например, тоже раскололось на несколько организаций, каждая из которых объявляет себя единственно верной заветам Дажбога. В какую из разрозненных групп почитателей веры в украинского бога входят народные депутаты Левко Лукьяненко и Григорий Омельченко остается загадкой — но они точно себя к ней относят.

Лукьяненко заявил Фокусу, что в обрядах и собраниях рунверовцев он участия не принимает:

— Да, я сторонник этой веры, но я не хожу на их собрания. Это, скорее, философское понимание Бога.

Тем не менее, подтверждение того, что он посещал собрания поклонников Дажбога и выступал там, можно найти в его книге "Національна ідея і національна воля", вышедшей в издательстве небезызвестной МАУП. В этом сборнике приводится речь г-на Лукьяненко во время "священного часа" в одной из общин РУНвіри, где он отмечает, что если бы не крещение Киевской Руси, то наряду с христианством на Западе, мусульманством на Юге и буддизмом на Востоке было бы государство Украина со своим отдельным единым Дажбогом. "Украина — великая страна, и ареал дажбожичей был бы шире ареала иудейской веры", — так сказал пан Левко. И в продолжение: "Я ненавижу христианскую смиренность и "непротивление злу насилием". Мне нравится дохристианский принцип справедливости: на силу следует энергично отвечать силой. Я ненавижу коварную догму, которую творцы христианства распространяют (не между собой, а среди украинцев!!!): "Нет власти не от Бога". Значит, и татарская, и польская, и московская власть над Украиной — это от Бога! Нужно из храброго княжеского дружинника, из настоящего казака превратиться в покорного теленка, чтобы принять в своей душе эту подлую рабскую фразу", — говорит Лукьяненко своим единоверцам.

Не отрекается от РУНвіри в разговоре с Фокусом и другой "бютовец" — Григорий Омельченко. Правда, сославшись на занятость, народный избранник не смог сообщить ничего больше. Подробности его мировоззрения отыскались в его собственной статье, опубликованной пару лет назад в журнале "Универсум". Вот что там говорится:

"Возможно, кто-то посчитает меня еретиком и будет готов сжечь меня на костре или закидать камнями, но я уверен: пока мы не будем иметь свою, украинскую Библию, будем ходить окольными путями. Пока не вернемся к испоконвечной вере, которую спрятали, а вместо навязали нам христианство, внедрили его насильно мечом и кровью, — до тех пор будем такими, как сегодня. Украинской Библией, мне кажется, должна стать Священная книга славян — "Велесова книга" (популярная в неоязыческих кругах фальсификация якобы славянского свода истории и мифов Древней Руси — Фокус) и "Кобзарь".

Баптист, буддист и Ко

Если лидер БЮТ называет себя православной христианкой и даже награждена рядом церковных орденов, то ее бессменный заместитель в политике Александр Турчинов — как известно, член церкви евангельских христиан-баптистов. Чаще всего он посещает молитвенный дом на столичном Печерске. А вот то, что он является пастором — неправда: читать проповедь у евангелистов может любой из прихожан, если у него есть к этому желание и умение (концепция "всеобщего священства"). По словам его единоверцев, присутствием известного политического лидера они уже давно не смущаются — привыкли.

Намеки на политику в церковных выступлениях Александра Турчинова просматриваются лишь изредка: напрямую о ней он, правда, не говорит никогда. К евангелистам бывший начальник отдела агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола Александр Турчинов пришел не сразу. По его словам, после развала Союза, когда настало время новых идей и героев, Турчинов принял решение креститься по православному обряду. Однако православие так и не дало ответов на все его духовные вопросы, и он продолжал искать. И нашел — конфессию, в которой обряд — не самое важное.

Бывший депутат от БЮТ, а теперь председатель Верховного Суда Украины Василий Онопенко, — евангельский христианин. Как писали в газете "Краеугольный камень", "в 1997 г. он сознательно пришел к Богу, приняв водное крещение". А в издании церкви адвентистов седьмого дня он долгое время даже вел колонку "консультация юриста".

Еще один нардеп — Святослав Олийнык, которому 31 год и который опять-таки из БЮТ — тяготеет к буддизму. Недавно даже съездил в Непал и пожил там при буддистском монастыре.

Сам он говорит, что просто изучает все мировые системы знаний:

— Я исхожу из того, что в мире существуют два полюса человеческой цивилизации, хранящие традиции знаний: восточный — в Гималаях, в буддистских монастырях, и западный — в Англии за заборами оксфордских колледжей. Я побывал в обоих, чтобы лично прикоснуться к ним.

Тем не менее, по словам депутата, он остается православным и продолжает ходить в церковь — правда, с той оговоркой, что христианская церковь имеет мало общего с учением Иисуса Христа.

— Последнее посещение Ватикана у меня оставило ощущение того, что это одна из самых древнейших коммерческих фирм, с четко построенной бухгалтерией и финансовой деятельностью, — добавил Святослав Олийнык, беседуя с Фокусом.

Очевидно, что этот список "нетрадиционных" парламентских верований далеко не полон: ведь не все нардепы афишируют свои религиозные пристрастия. Они предпочитают держать их вдали от чужих глаз.