Проклятый меценат Иван Мазепа

Украинский гетман Иван Мазепа оказывал всяческую поддержку православному духовенству, и это же самое духовенство по приказу российского императора Петра I предало его анафеме

Одни считают его предателем, другие борцом за независимость Украины и покровителем духовной культуры, третьи – украинским Дон Жуаном и прелюбодеем. За свою жизнь он успел послужить польскому королю и российскому императору, предпринял попытку организации украинского государства, а о его любовных похождениях слагались легенды.

Путь к вершине

Будущий гетман родился 20 марта 1639 года на хуторе Каменка (позже село Мазепенцы Киевского воеводства) недалеко от Белой Церкви в семье Степана и Марии Мазеп. Он был единственным сыном у родителей, и они сделали все, чтобы Иван получил достойное образование. В юном возрасте он окончил Киево-Могилянскую коллегию, после чего в 1657 году отец отправил его осваивать военное дело в голландский город Девентер. Затем Мазепа учился в Германии, Италии и Франции, где хорошо овладел языками. Окончив учебу, в 1659 году, как сейчас сказали бы, молодой специалист едет в Варшаву и поступает на службу к польскому королю. Позже Мазепа вспоминал, что отец послал его "учиться поведению с людьми возле королевской особы, а не где-нибудь в корчмах".

Наука при дворе Яна Казимира, связанная с постоянными интригами в королевском окружении, в будущем не раз пригодится Мазепе. Здесь он быстро вошел в число приближенных короля и нажил немало врагов. Одним из них был некий шляхтич Ян Пасек, которого в 1661 году молодой Иван заподозрил в связях с враждебными королю конфедератами, о чем моментально и доложил Казимиру. Не сумев убедить короля в своей правоте, Мазепа попросил прощения за клевету. Но обиженный шляхтич ждал удобного случая, чтобы отомстить интригану. В своих воспоминаниях Ян Пасек на этот счет писал: "Обида на него крепко засела во мне и часто просыпалась, когда я был подшофе, потому что именно в этом состоянии вспоминаются все человеческие обиды. Как-то я проходил по залу, соседствующему с покоями короля, и встретил там Мазепу, но не одного, а с придворными. Я выступил вперед, уже чуть выпивший, и сказал ему: "Чолом, пане осавуле!" А он был очень самоуверенным типом и тут же ответил: "Чолом, пане капрале!" Не успел я опомниться, как вмазал ему кулаком по физиономии. Он схватился за меч, я тоже. К нам бросились с криком: "Остановитесь! За дверью король". Однако никто не встал на сторону Мазепы, все исподлобья смотрели на него, потому как был он подлюкой и с ног до головы казаком, хоть и стал недавно шляхтичем". Драка в королевских покоях по тем временам считалась серьезным преступлением, но, к счастью для обоих, Казимир оставил инцидент без внимания.

В 1663 году Мазепа возвращается в Украину, где его карьера стремительно идет в гору. Спустя шесть лет он уже возглавлял личною охрану гетмана Правобережья Петра Дорошенко. Благодаря своей эрудиции и знаниям, полученным за границей, вскоре он становится генеральным писарем. Правда, на службе у Дорошенко Иван Мазепа чуть не погиб от рук казаков кошевого атамана Ивана Сирко. Дело в том, что атаман поймал Мазепу, когда тот ехал с дипломатической миссией в Крым и Турцию. Согласно законам низового казачества за связь с неверными полагалась немедленная смерть, но будущий гетман, почувствовав опасность, произнес такую пламенную речь, что Сирко, уверенный в пользе Мазепы для Украины, отправил его к левобережному гетману Ивану Самойловичу.

На новой службе карьера Мазепы развивалась по обычному сценарию: войдя в доверие к новому хозяину, он получает должность генерального есаула. В 1687 году после неудачного похода Самойловича на Крым его лишили гетманской булавы и отправили в Сибирь. По протекции Василия Голицына – фаворита царицы Софии, на Коломатском совете новым гетманом избрали Мазепу. С этого момента и начался наиболее неоднозначный период его жизни.

Второй Иерусалим
Получив булаву, Мазепа стремится сплотить в едином государстве все украинские земли – Левобережье, Правобережье, Запорожье и Слобожанщину. Историки считают, что Мазепа намеревался построить в Украине становое государство западноевропейского типа с сохранением традиций казацкого сословия.

Наибольших успехов за 20 лет своего правления Мазепа достиг в сфере культуры. Желая возродить былую славу Киева, гетман вкладывал огромные средства в строительство и реставрацию киевских церквей и монастырей. Например, на строительство оборонительных валов вокруг Киево-Печерской лавры ушел практически годовой бюджет Гетманщины – миллион золотых дукатов, а на реставрацию Успенского собора – более 20 тысяч золотых. Кроме того, в 1704 году покровитель Лавры профинансировал обновление алтаря над захоронением Феодосия Печерского. Благодаря Ивану Мазепе удалось полностью отреставрировать Софийский собор, а вокруг Выдубецкого монастыря возвести высокие оборонительные ограждения с двумя входами, украшенными колокольнями. Над главным входом была возведена Триумфальная колокольня, на которой установили 13-тонный колокол, прозванный в народе "Мазепой".

Такие финансовые вложения не прошли даром: уже в 1705 году Феофан Прокопович отмечал, что "все христиане единогласно называют Киев вторым Иерусалимом и новым Сионом".

Казалось бы, покровителя и мецената духовенства Мазепу православная церковь должна прославлять в своих молитвах, но сановники в благодарность прокляли гетмана. Причиной стало то, что во время Северной войны, в 1709 году, как раз накануне Полтавской битвы Мазепа со своим войском перешел на сторону шведского короля Карла XII. Взбешенный император Петр I, считавший Мазепу лучшим другом, приказал духовенству предать гетмана анафеме. В результате Иван Мазепа до сих пор формально считается проклятым православной церковью.

Интересно, что с самого начала проклятие Мазепы вызвало неоднозначное отношение в Украине. Гетман Павел Скоропадский, вспоминая детство, проведенное в доме деда, писал: "Висел между гетманами портрет Мазепы, столь ненавистный всякому русскому, в доме ему не преклонялись, как это делают теперь украинцы, видя в нем символ украинской самостийности, а молчаливо относились с симпатиями. Возмущались только, что до сих пор в Соборах Великим постом Мазепу предавали анафеме, и смеялись над нелогичностью: в Киеве одновременно в Софийском его предают анафеме, а в Михайловском монастыре за Мазепу как за создателя храма возносят молитвы об упокоении души".

В современной Украине Иван Мазепа не без оснований считается борцом за независимость. В январе этого года Виктор Ющенко предпринял очередную попытку снять анафему с гетмана, о чем глава государства просил патриарха Алексия II, тем более что Мазепа в свое время столько сделал для православия. Однако Алексий отказал в просьбе.

Дело в том, что для россиян Мазепа остается "предателем", "военным преступником", "вторым Иудой". Надо признать, что с точки зрения истории обеих государств каждая сторона по-своему права. Для российской истории, Петр I – правитель, который сделал из Московии империю и прорубил окно в Европу, а война со шведами сродни священной. Поэтому переход Мазепы, служившего до этого верой и правдой Петру, на сторону Карла XII для россиян – предательство. Для украинцев такой поступок гетмана – это еще одна попытка во многовековой истории Украины обрести независимость. Тем более что Петр I планировал ликвидировать гетманство и казацкий строй в Украине, чтобы полностью подмять под себя наши территории. Большинство россиян предпочитают этот факт не вспоминать.

Донжуан Иван
Между тем идеализировать Ивана Мазепу, как это пытаются делать некоторые отечественные историки и СМИ, также не стоит. Многие его не вполне моральные поступки сейчас описываются с восторгом и восхищением и преподносятся в белом свете. Например, любовные похождения, за которые он получил прозвище украинский Дон Жуан.

Действительно, женщины любили Ивана Мазепу за его проницательность и ум. Еще при польском дворе у него было множество любовных романов, и не всегда с незамужними женщинами. На этот счет даже существует легенда, согласно которой некий польский шляхтич, уличив будущего гетмана в связи со своей женой, привязал его голого к лошади и отпустил в сторону Украины, где его еле живого в степях нашли казаки. Многие европейские художники впоследствии использовали этот сюжет в своих картинах. Иногда Мазепа вовлекал своих любовниц в разные интриги, как, например, жену волынского шляхтича Станислава Фальбовского, переправлявшую тайную корреспонденцию своему дяде Петру Ожге. Когда муж узнал об этом, он избил соперника.

Наиболее известный его роман с шестнадцатилетней крестницей Матреной Кочубеевной тоже раскрывает гетмана не совсем с хорошей стороны. Дело даже не в том, что он тем самым нарушил православные обычаи – на его месте мог оказаться каждый, но дальнейшее поведение Мазепы выглядит странным. Когда Матрена убежала из дому к гетману, он, боясь осуждения казацкой старшины, отправил ее обратно. А после того, как обиженный Василий Кочубей донес на него Петру, а тот, не поверив, отправил к Мазепе судью, старый гетман вместо того, чтобы отпустить отца Матрены, приказал его казнить. Узнав об этом, девушка возненавидела возлюбленного. С горя она сошла с ума и покончила с собой.