Сила "скорпионов"
Кто-то считает, что они достигли пика славы в 80-х, когда единственными из рокеров удостоились аудиенции генсека КПСС Михаила Горбачева. Другие утверждают: 21-й альбом Scоrpions — настоящий прорыв в рок-музыке, а их новое мировое турне войдет в историю рока. Как себя чувствуют сами «скорпионы» в новом веке, согласился рассказать в эксклюзивном интервью Фокусу бессменный вокалист группы — Клаус Майне
Смена состава "Скорпионс"
Несмотря на периодически уходящих и приходящих басистов и барабанщиков, костяк группы пребывал неизменным — Клаус Майне (вокал), Рудольф Шенкер (ритм-гитара), Маттиас Джабс (соло-гитара).
Lonesome Crow, 1972
Klaus Meine (Vocals)
Rudolf Schenker (Guitars)
Michael Schenker (Guitars)
Wolfgang Dziony (Drums)
Lothar Heimberg (Bass)
Fly To The Rainbow, 1974Новички:
Uli Roth (Guitars)
Jurgen Rosenthal (Drums)
Francis Buchholz (Bass)
In Trance, 1975Новичок:
Rudy Lenners (Drums)
Taken by Force, 1977
Новичок:
Herman Rarebell (Drums)
LoveDrive, 1979Новички:
Matthias Jabs (Guitars)
Michael Schenker
(гитара в Lovedrive, Another Piece Of Meat и Coast To Coast)
Face the Heat, 1993Новичок:
Ralph Rieckermann (Bass)
Pure Instinct, 1996Новичок:
Curt Cress (Drums)
Eye to Eye, 1999Новичок:
James Kottak (Drums)
Moment of Glory, 2000
Новичок:
Ken Taylor (Bass)
Acoustica, 2001
Новички:
Christian Kolonovits (Piano)
Johann Daansen (Guitar)
Mario Argandona (Percussion)
Ariane Arcu (Cello)
Unbreakble, 2004
Новички:
Pawel Mоchiwoda (Bass)
Barry Sparks (Bass on 2,4)
Ingo Powitzer (Bass on 11)
— В мае выйдет новый альбом Scоrpions – Humanity Hour I, "Время человечности". Многие песни из него мы услышим на предстоящем концерте группы в Киеве. Почему вы так назвали пластинку, что нового хотите сказать вашим поклонникам?
— Humanity Hour I — концептуальный альбом. Его идея принадлежит Десмонду Чайлду (нынешний продюсер группы — Фокус). Вы, наверное, видели, как пластинка представлена на официальном сайте Scorpions: человек стоит на краю огромного кратера. Он смотрит в будущее, задаваясь вопросом, что его там ждет. В какой-то степени этот вопрос задает себе каждый из нас. Возможно, чтобы заглянуть в прошлое, стоит обернуться назад. Но главное, мы должны научиться уважать и понимать друг друга. Мысленно пройти по дороге жизни еще раз, отыскать мирный путь, который позволит нам решить общие проблемы. Думаю, это — основное послание альбома.
— Вы записывали новый альбом в Калифорнии. Что вас привлекло в тех краях: климат, атмосфера, люди?
— В прошлом году мы разговаривали с несколькими продюсерами — хотели определиться, с кем из них работать дальше, в каком направлении двигаться. Выбор пал на одного из самых успешных продюсеров, автора песен в стиле рок — Десмонда Чайлда. В октябре прошлого года мы нагрянули к нему в Лос-Анджелес, потому что именно там работает Десмонд и его команда. К тому же, Лос-Анджелес — мировая столица развлечений. Все здесь отлажено, у профессионалов не возникает проблем. Безусловно, климат тоже сыграл свою роль (смеется), ведь даже зимой там замечательная погода. Мы отлично провели четыре месяца, которые ушли на запись альбома. У нас много друзей в этом городе, так что чувствовали себя как дома.
— Каков нынешний состав Scorpions? Есть ли у вас новички?
— В 2004-м в составе группы появился новый бас-гитарист — Павел Мочивода из Кракова. Отличный музыкант. Впрочем, все музыканты нашей группы сильны. У нас интересный, интернациональный состав. Рудольф Шенкер, Матиас и я — из Германии, Джеймс Коттак — из Калифорнии, Павел — из Польши. Сейчас начинаем тур по Европе, потом едем в Латинскую Америку, Канаду, США, и в 2008-м — в Азию. Нигде не чувствуем себя чужими.
Неядовитые. "Скорпионы" стали известны в 1972 г., выпустив альбом Lonesome Crow. Интересна история этой пластинки. Известному немецкому продюсеру Конни Планку приглянулись бойкие патлатые ребята с ядовитым названием, и он предложил Scorpions написать музыку для фильма "Холодный рай" (Das Kalte Paradies), посвященного злободневной теме наркомании. Обрадовавшись возможности поработать в студии даром, "скорпионы" буквально за неделю записали и свели полновесный альбом, который официально именовался саундтреком к вышеупомянутому фильму. Эта пластинка, а также последующие — Fly To The Rainbow (1974), In Trance (1975), Virgin Killer (1976) — жесткие, быстрые и энергичные, позволили Scorpions занять лидирующие позиции в европейском хард-н-хэви.
— Вы уже бывали в Украине. Каковы ваши впечатления от нашей страны?
— У вас многое меняется, и в эти дни особенно. Люди в Украине ищут свой путь и знают, чего они хотят. Конечно, тяжело судить об этом со стороны. Когда мы приехали в Украину впервые (десять лет назад — Фокус), она была очень похожа на все страны Восточного блока. Такое впечатление, что возвратились назад во времени и снова оказались в Советском Союзе. Но в последний раз (в 2004 г. — Фокус) мы ощутили большие перемены. Как будто пришло новое поколение. Люди в вашей стране стали более открытыми. Мы были под впечатлением русской культуры, которая насчитывает столетия. Поправьте меня если я не прав, но ведь Киев когда-то был столицей России?
— Если быть точным — столицей Киевской Руси.
— Да, это было очень давно. В Киеве очень красивые монастыри. Во время прежних гастролей я просто влюбился в город: у него древняя история и культура. Особенно впечатлила Лавра. Я спускался в пещеры, и это было потрясающе! Когда приезжаешь в Украину, ощущаешь ауру духовности.
— Для многих поклонников группы в нашей стране ваша музыка означала свободу. Не только в политическом, но и в духовном смысле. Свобода и любовь — по-прежнему основные темы для вас?
— Безусловно! Думаю, свобода, мир, любовь остаются важными темами в современном мире. Для нас как для музыкантов важно говорить об этом без такого, знаете, проповедования или политических лозунгов. В мире сегодня появилась новая философия — философия ссор. Каждый день в новостях мы видим, что нас все глубже и глубже засасывает клоака лжи и нетерпимости. Общение людей с миром все более ограничивается Интернетом. Как же мы можем изменить мир к лучшему, если не чувствуем связи друг с другом, не говорим друг с другом и не уважаем друг друга? Scorpions — посланники надежды. Мы дарим людям позитивную энергию. Это своего рода музыкальная терапия, пища для души. Надеемся, она многим поможет пережить нелегкие времена.
— Как вы относитесь к вашим последователям? Например, британцы Darkness явно в детстве были поклонниками Scorpions.
— История всегда повторяется. Когда-то в начале пути и мы были под впечатлением от Led Zeppelin. Теперь кто-то равняется на нашу музыку. Они, похоже, солируют, схватывают наши ритмы. И растут вместе с нашей музыкой. Это здорово!
— Что вы сами слушаете сейчас? Что вам наиболее запомнилось из музыкальных новинок?
— Мы провели некоторое время в Америке, слушали разные радиостанции. Обратили внимание на группы The Killers, My Chemical Romance. Вообще-то я интересуюсь разными жанрами: хочу понять, как они развиваются. В стиле R"n"B хороши John Legend. Красивая музыка. Среди роковых команд мне особенно нравится Nickleback. Из новых можно отметить американскую группу Daughtry. А еще — жду не дождусь выхода нового альбома AC/DC.
— Вы поете на английском. Но уже два десятилетия немецкие хард-н-хэви группы — Rammstein, Oomph!, Tokio Hotel — поют на родном языке. Не хотите ли последовать их примеру?
— Rammstein появились гораздо позднее нас. С самого начала исполнение на немецком было их концепцией, оказавшейся успешной. Но, я думаю, Rammstein — скорее исключение из правила. Когда в начале 70-х мы выпустили альбом с лирическими композициями на немецком, интерес к нему был слабым. Я думаю, если бы мы решили петь на немецком, люди в Украине, например, никогда бы не узнали о Scorpions. В середине 80-х я предложил: давайте запишем альбом на немецком. Продюсеры мне ответили: Клаус, мы не можем это сделать, вас не услышит мир. Ничего не поделаешь: большинство наших фанатов привыкли слышать песни на английском. Так что свою мечту спеть на немецком мы осуществили лишь в 1999-м, записав альбом Eye to Eye.
Слава. Пиком карьеры "Скорпионс" образца восьмидесятых стал альбом Crazy World (1989), в который вошла, наверное, самая популярная "скорповская" песня всех времен — Wind Of Changes. То ли они оказались гениальными конъюнктурщиками, то ли их и впрямь не на шутку перепахали идеи "перестройки" и гласности, но немецким рокерам удалось создать настоящий гимн Новой эпохи — эпохи окончания "холодной войны", крушения тоталитаризма, падения стен, разделяющих народы. Эпохи, когда большие надежды еще не успели смениться гигантскими разочарованиями. Сингл с "Ветром перемен" разошелся более чем миллионным тиражом, он звучал на всех дискотеках бывшего СССР.
— Накануне концерта важен "разогрев". Есть ли у вас особые требования к группе, предваряющей ваше выступление?
— Если речь идет о большом туре, мы, разумеется, обговариваем, кто будет играть перед нами. Это должна быть сильная группа. Всегда прослушиваем записи кандидатов. Помню, как-то среди них фигурировал исполнитель по имени Джон Бон Джови (смеется). Запись нам понравилась, мы решили поставить его группу на разогрев. Тогда это были совсем молодые ребята, почти дети, играли по клубам. Но мы взяли их с собой. И посмотрите, в какую супергруппу они выросли!
— Поклонницы, "группиз" — неотъемлемая часть рок-н-ролла. Они вас по-прежнему одолевают? Есть ли у вас фанатки, сопровождающие группу много лет?
— Фанатки-ветераны? (Смеется) Всегда есть девушки, которые следуют за группой. Но они редко бывают в возрасте. Думаю фанатки — это часть культуры рок-н-ролла. Этот факт особенно по душе нашему новому бас-гитаристу Павлу — он не женат. Ему нравится ходить в клубы с девушками и развлекаться.
— Как может простой фанат поговорить с вами: фан-клуб, мейл, чат, форум?
— Мы стараемся держать связь с поклонниками. Если гастролируем в рамках большого тура, как в Америке, встречаемся с ними почти каждый день. С теми, скажем, кто выиграл конкурс на радиостанции. Также общаемся с помощью нашего сайта. Раньше нам приходили тонны писем, которые приходилось разбирать, чтобы отвечать на какие-то просьбы. Теперь общаться удобнее в Интернете, на форумах. Две недели назад, к примеру, мы играли на концерте, посвященном пятидесятилетию Европейского Союза, огромном телевизионном шоу в Брюсселе. Его передавали по всей Европе. Исполняли песню из нового альбома — Humanity Hour I. На следующий день ее уже передавали по Интернету. Люди во всем мире могли посмотреть запись. Мы получили отзывы даже из Рио-де-Жанейро и Индонезии. Люди говорили — ваша новая песня просто супер!
— У вас немало "вечных" хитов. Какая песня, по вашему мнению, могла бы стать визитной карточкой Scorpions? Какая вам лично особенно дорога?
— Я бы выбрал Wind of change и Humanity. Тяжело остановиться на чем-то одном. Первая песня имеет особенную историю, она очень эмоциональна. И долгое время была мне очень дорога. Исполняя ее, мы словно бы стали музыкальными мессиями. Но сейчас мы запускаем новый альбом. Так что я бы, пожалуй, выбрал песню из него — Humanity.
Узнаваемые. В альбоме Taken By Force (1977) впервые проявилась фирменная черта группы, которая сразу выделила "скорпионов" из ряда похожих друг на друга металлических команд и в конечном счете позволила им продать по всему миру свыше 25 млн. пластинок. А именно — роскошные лирические баллады. Узнаваемый с первых звуков высокий голос Клауса Майне, мощные гитарные риффы и красивые соло, волнующие мелодии в довольно жестких аранжировках — вот секрет, позволивший группе попасть в американские чарты, а затем отправится и в мировые туры.
— Вкладываете ли вы какой-то особый смысл в название группы?
— Когда Рудольф Шенкер создавал группу, он думал о названии, которое будет понятно во всем мире. Скорпион — маленькая, но сильная божья тварь. В те времена еще не было CD, а были проигрыватели с иглой, помните? Руди хотел, чтобы жало скорпиона ассоциировалось с иглой проигрывателя. Когда записывали первый альбом, не были уверены, что это хорошее название. Но время подтвердило: мы сделали правильный выбор.
— Вы говорили о том, что ваши песни полны гуманизма. Но скорпион, как вы верно заметили, вовсе не безобиден…
— Scorpions — своего рода "красавица и чудовище". Думаю, для того, чтобы выполнить нашу миссию, мало одного очарования. Нужна сила скорпиона, ураганный напор. Только тогда и можно рассчитывать, что вас услышат. Вообще же, ядовитость скорпионов сильно преувеличена. Недавно мы играли в краях, где они водятся — в Аризоне. В Фениксе от их укусов даже пострадали несколько наших фанатов. Но им вовремя оказали помощь врачи, дежурившие возле сцены. Все обошлось.
— К счастью, настоящие скорпионы в Киеве не водятся. А гуманистические прививки группы Scorpions — лишь на пользу украинцам.
— Интересная мысль, спасибо. Кажется, вы только что придумали удачный заголовок для этого интервью. Да, мы будем лечить музыкой. Хотим, чтобы люди почувствовали это жало, эту энергию, эту силу "Скорпионов".
Редакция благодарит Генерального партнера концерта Scorpions в Украине – компанию "Союз-Виктан" – за помощь в организации интервью