Ракетных дел мастер

12 апреля отмечается День космонавтики. Вот уже два столетия люди запускают ракеты и ломают головы над проектами новых и более совершенных воздушно-транспортных средств. Во второй половине ХХ в. полезным грузом ракет стали космические аппараты, направляемые на орбиту Земли. Однако это хоть и самая почетная, но все же — второстепенная задача. Первой же была и остается боевая: доставить в нужную точку смертоносный заряд

Related video

Потомок запорожских пушкарей
Самые первые ракеты в мире появились в Великобритании в начале ХIХ в. Назывались они "конгревыми" — по имени конструктора и изобретателя Конгрева. Внешне они чем-то напоминали большую толстую петарду. В ней поджигали шнур в казенной (нижней) части и с оглушительным свистом ракета взлетала по специальному лафету в сторону противника на расстояние до 2700 м.

Гаубиц, способных перебрасывать снаряды через горы и крепости, в ту пору еще не было, а потому ракеты были признаны эффективным средством для ведения горной войны. Первая английская батарея таких ракет была создана в 1815 г.

В Российской империи создателем ракетных войск стал Александр Дмитриевич Засядько — украинский казак по происхождению, родившийся на Полтавщине, в селе Лютенка 7 ноября 1779 г. Его биография довольно типична для знатных юношей-украинцев екатерининской эпохи. После ликвидации на Левобережной Украине в 1782-1783 гг. древнего гетьманско-полкового устройства здесь было создано Малороссийское генерал-губернаторство. Казацкая старшина получила дворянство, казаки были обязаны отслужить еще 10 лет в строю и столько же — в запасе, чтобы их семьи навечно стали свободными людьми. Довольно значительная часть смекалистых казаков уже в первые годы своей службы достигла офицерского чина и тоже получила дворянские патенты. Более того, они быстро поняли, сколь престижна и выгодна военная служба в Российской империи. В результате уже в 1790-е годы в Санкт-Петербурге в Морском, Пажеском, а также Артиллерийском и Инженерном шляхетском кадетских корпусах, готовивших военную элиту, учились сотни украинских юношей. Забегая вперед можно сказать, что порядка тридцати из бывших кадетов, будучи уже генералами, стали героями Отечественной войны 1812 г. Что же касается Морского корпуса, то там вплоть до начала ХХ в. львиная часть преподавателей и чуть ли не треть воспитанников были украинцами.

В этом первом "кадетском призыве" украинцев были и родные братья Данила и Александр Засядько — сыновья в прошлом главного пушкаря Запорожской Сечи, родственники последнего запорожского кошевого атамана Петра Калнышевского. В 1797 г. они окончили Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус. Младший, Александр, оказался в большей степени авантюристом и искателем приключений, чем его старший брат. Послужной список Александра Дмитриевича пестреет многочисленными записями о сражениях и кампаниях, в которых он участвовал: Итальянский поход А. В. Суворова в 1799 г., взятие крепости Мантуя, высадка в составе экспедиционного корпуса на остров Корфу в 1804 г., битва при Костельно (1806), за которую Александр получил орден Святого Георгия 4-й степени), сражение при Измаиле (1807), Туртукае, Разграде, Рущуке и Журже (все — в 1810-1811 гг.). В Русско-турецкую войну 1806-1812 гг. Александр Дмитриевич заслужил еще одну высоко чтимую в армии награду — золотую шпагу с надписью на эфесе и лезвии "За храбрость".

Будучи командирами артиллерийских рот в одной бригаде, отличились братья Засядько и в войну 1812 г., а также — в Заграничном походе против наполеоновской Франции 1813-1814 гг. Александр в этих войнах удостоился орденов Святого Георгия 3-й степени, прусского — "За заслуги на поле битвы", и чина полковника. Данила был награжден орденами Святого Георгия 4-й степени, прусскими — "За достоинство" и "Красного Орла" 3-й степени. В сражении при Шампобере 24 февраля 1814 г. рота Данилы Засядько была атакована французской конницей. С саблей наголо он до последнего защищал свои пушки, а попал в плен лишь после того, как был ранен в голову ударом палаша. Впрочем, уже спустя месяц Данила Дмитриевич был освобожден из плена, за свой подвиг был произведен в полковники и получил т.н. "Монаршее благоволение" — почетную в те времена разновидность поощрения высших военных и гражданских чинов.

"Катюша" ХIХ века
Именно во время Заграничного похода 1813-1814 гг. Александр Дмитриевич Засядько познакомился с английскими "конгревыми" ракетами. Вернувшись на родину, решил создать русские ракеты — превосходящие английские по тактическим и техническим характеристикам. Артиллерийская бригада, где он продолжал службу, была расположена в Могилеве. Там и начались его опыты с ракетами. Александр Засядько принялся, во-первых, разрабатывать безопасную технологию их производства, исключавшую подрывы на всех этапах изготовления и сборки, во-вторых — искать наиболее оптимальные размеры составных частей ракеты, наконец — подбирать материалы, по своим физическим и химическим свойствам пригодные для работы. Конечно же, на сбор материала и многочисленные эксперименты нужны были деньги, и тогда Александр Дмитриевич продал свое небольшое имение под Одессой. Интересно, что Засядько не только и не столько равнялся на англичан, сколько стремился разгадать секрет своих предков запорожцев — ведь именно они, как свидетельствуют исторические источники, еще в ХVI в. активно применяли некое оружие, весьма похожее на ракеты, в борьбе против татар и турок.

Засядько разработал несколько типов боевых ракет и пусковых установок к ним. Сами снаряды были невелики — калибром 2,2 и 4 дюйма (5,5 и 10 см). Главное, что, в отличие от английских (было много несчастных случаев с ракетами Конгрева), они были безопасны как при сборке, так и при запуске. Совершенно уникальной и не имеющей аналогов стала установка Засядько, с которой можно было произвести залп сразу шестью ракетами. Озадачился конструктор и идеей "дострелить" до Луны. Подсчитал, сколько пороха понадобится для такой ракеты, и пришел к выводу, что однозначно следует использовать какое-то более мощное топливо. Он искал его, в том числе и там, где оно вскоре было открыто — в нефти.

Уже в 1817 г. Александр Дмитриевич имел честь представить свою установку также бывшему кадету, герою войны 1812 г., военному министру Российской империи, генералу от инфантерии П. П. Коновницыну. Испытания прошли успешно — ракеты получили одобрение Коновницына и Александра I и были взяты на вооружение русской армией. Предшественник Коновницына на посту военного министра, знаменитый Барклай-де-Толли, также присутствовавший на испытаниях, оставил лестную запись о ракетах Засядько:

"… Доведены до такого уровня, что полезность этих ракет, как и необходимость иметь их на вооружении в войсках стали несомненны".

Александр Засядько был произведен в генерал-майоры, его перевели в Санкт-Петербург и назначили начальником учебной артиллерийской бригады, готовившей младшие командные кадры для артиллерии и Охтинского порохового завода. Еще одним довольно значительным делом Александра Дмитриевича стала организация первого в России артиллерийского училища, получившего название Михайловского, дававшего армии ученых офицеров-артиллеристов. С 25 ноября 1820 г. — момента открытия училища — он также был и его начальником.

В 1827 г. генерал Засядько возглавил штаб генерал-фельдцейхмейстера — так в то время называлась должность командующего артиллерией, которую всегда занимал кто-то из великих князей. Пользуясь своим положением, Александр Дмитриевич сформировал в армии первую ракетную батарею, ставшую родоначальницей Ракетных войск Российской империи, Советского Союза, а теперь — и независимых государств, возникших на его основе.

Впервые русские ракеты активно и весьма успешно применялись во время Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Особенно — на Кавказе, в условиях горной местности. Александр Дмитриевич Засядько не смог усидеть дома в Петербурге и выехал на театр военных действий. Возглавив осадную артиллерию под Браиловым (на территории Румынии), с успехом применял боевые ракеты при взятии этой крепости. Всего же по проектам Засядько в России, на ракетном заводе, который генерал основал в 1826 г. в Санкт-Петербурге, было произведено более 50 тыс. боевых единиц. Оружие оказалось столь успешным, что Александр Дмитриевич не без гордости говорил: "Будь у нас ракетное оружие раньше, кто знает, посмел бы Бонапарт ступить на нашу землю. А если бы и начал свое варварское нашествие, то, возможно, был бы остановлен раньше".

В 1834 г. по состоянию здоровья генерал Засядько вышел в отставку. Однако, до последних дней он не оставлял научных изысканий в области ракетостроения. Скончался 27 мая 1837 г. в своем имении под Харьковом. Похоронен в Куряжском монастыре на Харьковщине.

Парадоксально, но этого великого украинца сегодня знает каждый российский военнослужащий артиллерии и ракетных войск. Его именем назван большой кратер на Луне. Писатель Юрий Никитин посвятил Засядько роман "Золотая шпага". Но в отечестве пока не нашлось для генерала даже строчки в школьном учебнике.