Взгляд из Москвы

Бывший бизнесмен, а ныне вице-спикер Госдумы РФ Александр Бабаков рассказал Фокусу, почему и НАТО, и ВТО угрожают экономике Украины

Related video

С Александром Бабаковым мы встретились в киевском отеле "Премьер-Палац". Первая в столице пятизвездочная гостиница контролируется компанией VS Energy, основанной Бабаковым и его партнерами. Но сейчас депутат Госдумы России подчеркивает, что отошел от бизнеса и сосредоточился исключительно на политике.

Впрочем, пока Александр Бабаков только привыкает общаться с украинскими коллегами в новом для себя статусе вице-спикера Госдумы – на эту должность он был избран менее полугода назад. Куда больший стаж в Украине он имеет в качестве бизнесмена. Еще в конце 1980-х Бабаков стал представителем в России украинского предприятия "Возко" – Вознесенского завода по производству и выделке кож. С годами его бизнес стал многопрофильным – в сферу интересов вошли телекоммуникации, торговля нефтепродуктами, сфера услуг, энергетика, недвижимость.

Александр Бабаков
Родился
1985 г.1988–2003 гг.1994–2003 гг.7 декабря 2003 г.С 2006 г.2 декабря 2007 г.24 декабря 2007 г.

Сейчас компании VS Energy принадлежит сеть Premier Hotels, в которую, кроме "Премьер-Палаца", входят гостиница "Ореанда" (Ялта), "Днестр" (Львов), "Лондонская" (Одесса), "Стар" (Мукачево) и "Космополит" (Харьков). Также VS Energy контролирует энергораспределяющие компании "Житомироблэнерго", "Кировоградоблэнерго", "Херсонобл­энерго" и "Севастопольэнерго". В планах компании – строительство парогазовых электростанций, офисной и жилой недвижимости и ряд других проектов.

И хотя некоторые аналитики утверждают, что Александр Бабаков по-прежнему имеет непосредственное отношение к VS Energy, сам он это категорически отрицает. А в ответ на уточняющие вопросы советует изучить его декларации о доходах, которые он обязан обнародовать как депутат Госдумы. Зато на тему вступления Украины в НАТО Бабаков готов говорить много и эмоционально. Бывший бизнесмен приводит не только политические, но и экономические аргументы.

– Большинство предприятий украинского военно-промышленного комплекса тесно связано с партнерами из бывшего СССР. Едва ли натовское руководство позволит вашим заводам и в дальнейшем выпускать военную технику, не отвечающую стандартам НАТО! С экономической точки зрения, многие военные заводы на Украине будет дешевле закрыть, чем полностью переоборудовать производство. Кроме того, вам нужно будет закупать новое вооружение, обмундирование, переходить на стандарты НАТО. Это огромные затраты, которые Украина вряд ли может себе позволить – к сожалению, не так хорошо еще живут украинцы.


– Но ведь эти затраты приведут к модернизации армии. Разве это плохо?

– Да если бы дело было только в деньгах! Экономический вопрос важный, но не главный. Сегодня декларируемые цели НАТО не соответствуют реальным шагам. К примеру, разве Чехия и Польша находятся в ситуации, когда на их территории жизненно необходимо размещать радары и шахты для баллистических ракет? НАТО решает одну задачу – приближение своего военного контингента к границам России. И Украина используется лишь как инструмент в этой игре. Причем интересы здесь прослеживаются даже не европейские – это явный экономический и политический интерес США. Россия, безусловно, признает суверенитет Украины и не вмешивается в ее внутренние дела. Мы просто хотим, чтобы власть спросила у своего народа, хочет ли он войти в НАТО. Кстати, ваша ситуация похожа на ситуацию в Чехии. Там правящая коалиция имеет хрупкое большинство – всего на один-два голоса больше, чем оппозиция. При этом принимается решение, против которого выступает 70% населения страны. Очень грустная картина.

В российской Госдуме большинство хрупким не назовешь – на последних выборах в декабре прошлого года пропрезидентская партия "Единая Россия" получила более 64% голосов избирателей. "Справедливая Россия", в которой Александр Бабаков занимает должность Секретаря Центрального совета, набрала 7,74% голосов – это наименьший показатель среди политсил, преодолевших семипроцентный барьер.

Российские политологи называют эту партию близкой к Кремлю. Впрочем, Бабаков разделяет позиции российской власти не по всем вопросам. Например, несмотря на активный процесс вступления России в ВТО, он скептически относится к членству его страны, как, впрочем, и Украины, во всемирном торговом клубе.

– Мы же не идеалисты! Мы прекрасно понимаем нынешний уровень сельского хозяйства в Украине и России, уровень финансовых рынков, отдельных отраслей промышленности. И чтобы стать конкурентоспособными, необходимо время, колоссальные средства и усилия. А ускоренное вхождение означает, что мы фактически ставим наших производителей в неравные условия по сравнению с зарубежными. И я подозреваю, что и России, и Украине придется заплатить высокую цену за быстрое вхождение в ВТО.

– Вряд ли его можно назвать быстрым – согласование протоколов длилось с 1993 года.
– Речь идет не о протоколах, а о реальном состоянии тех отраслей, которым предстоит конкурировать с иностранцами. Сходите в магазин и посмотрите, сколько там представлено продуктов собственного производства и сколько – иностранного. Это сегодня, когда ВТО еще нет. А что будет завтра?

– Ну, если вы о продуктах питания, то импортных пока не так и много.

– Поверьте, достаточно. А в России они точно превалируют. И проблемы будут только нарастать, если не принять мер.

Зато об интеграции в восточном направлении Александр Бабаков иного мнения. Он убежден, что при желании с украинской стороны можно возродить даже подзабытый проект Единого экономического пространства Украины, России, Белоруссии и Казахстана. О создании ЕЭП президенты четырех стран договорились еще в начале 2003 г.: начав с согласованной экономической политики, планировалось дойти до зоны свободной торговли, таможенного союза, а в перспективе – даже учредить наднациональный регулирующий орган.

Но после оранжевой революции украинская сторона фактически приостановила процесс интеграции, и сейчас его продолжают три оставшихся участника. Так, к 2010 г. Россия, Белоруссия и Казахстан планируют создать таможенный союз. Но Бабаков уверен, что к переговорам вполне может присоединиться и Украина.
– Если мы считаем хорошим примером Евросоюз, то у наших стран сегодня гораздо больше оснований создать экономическое объединение. Мы могли бы двигаться в этом направлении даже интенсивнее, чем это сейчас делают европейцы.

– Вы говорите о возрождении СССР?

– Я говорю о другом – мы еще не растеряли производственно-хозяйственные связи, доставшиеся нам со времен Советского Союза. Так что новое экономическое объединение на постсоветском пространстве возможно. И даже более реально, чем в Европе.

– То есть речь идет о создании экономического блока в противовес Евросоюзу?

– Да зачем обязательно искать противовес? Наша цель в том, чтобы в первую очередь гражданам России и Украины жилось лучше, а не кому-то в Европе хуже.