Одессит de luxe
Бизнесмен Юрий Шпирт хочет превратить Одессу в туристическую Мекку. Для этого он украшает город роскошными дворцами и газетными киосками в стиле модерн, а также планирует вернуть горожанам подзабытый со времен СССР формат универмага
Хотя вся Одесса, как известно, очень велика, имя Юрия Шпирта знакомо многим горожанам. По крайней мере, тем из них, кто читает газеты, – в городе знают, что необычные киоски с прессой поставил на одесских улицах именно Юрий Шпирт.
– Мы все помним, какими страшными были газетные киоски в советское время, говорит г-н Шпирт. – А наши можно назвать украшением города. Думаю, что это вообще самые красивые киоски в Украине, они по стилю напоминают европейские.
Высокая мода
Но продажа газет – не главное занятие бизнесмена. Его компания Fashion&Development Group владеет двумя крупными мультибрэндовыми магазинами в исторической части города. Это "Кокон", в котором продается одежда сегмента luxury, и "Кокон-light" – тоже с премиум-ассортиментом, но в стиле casual.
А в среднем классе модный бизнес Юрия Шпирта представлен известной маркой Arber и производственным объединением "Грегори Арбер", которое выросло из небольшой мастерской известного одесского портного Григория Арбера. Торговля дорогой одеждой тоже начиналась с малого – на заре 90-х неподалеку от Оперного театра Юрий Шпирт открыл небольшой магазин "Александр" площадью 40 кв. м.
Юрий Шпирт9 ноября 1970 г.1990 г.1993 г2000 г.2002 г.2005 г.2006 г.– Главной причиной того, что мы начали продавать дорогую одежду известных мировых брэндов, было желание людей одеться во что-то более красивое, чем продавали тогда в магазинах, – объясняет он.
Тем не менее не все советское вызывает у Юрия Шпирта негативную реакцию. Например, в его планах – возродить такой популярный в СССР торговый формат, как универмаг:
– Практически во всех развитых странах есть универмаги наподобие финского Stockmann или итальянского Upim, которые стоят в одном ряду с крупными супермаркетами. У нас же о них совершенно забыли! Мы хотим вернуть людям такой торговый формат. Это будут большие красивые здания в центре города, где станут торговать разноплановыми товарами, рассчитанными на потребителей среднего класса.
Одесский Версаль
Нынешний строительный бум не обошел стороной и Юрия Шпирта. Его агентство недвижимости "Александр-Н" – один из ключевых игроков одесского рынка. Кроме того, структуры бизнесмена реализуют весьма амбициозные девелоперские проекты. Например, пока большинство застройщиков возводят коттеджные городки, г-н Шпирт строит дворцовый ансамбль "Шато Рояль". В закрытом жилом комплексе на 12-й станции Большого фонтана будет пять роскошных домов с названиями вроде "Валансэ" или "Южный Версаль".
Юрий Шпирт говорит, что одесский рынок элитной недвижимости вообще сильно отличается от киевского. Одесситы с деньгами, в отличие от киевлян, не стремятся за город:
– Большинство элитных частных домов в Одессе размещены в черте города. Одесситы хотят жить у воды, поэтому самые престижные районы расположены возле моря, город таким образом растет в длину. Коттеджные поселки за городом, в отличие от Киева, не являются привлекательной зоной элитной застройки.
Еще одной особенностью Одессы предприниматель считает космополитизм. Это касается среди прочего и ведения бизнеса. Г-н Шпирт уверен, что основная черта одесского бизнеса – международный масштаб:
– Многие одесские бизнесмены вышли за рамки своего города и добились успеха в масштабах Украины и за рубежом. В Америке работает очень много людей, которые были связаны с Одессой, в России тоже немало успешных одесситов. Наш город вообще славится выдающимися личностями. Ученые подсчитали, что 1% всех мировых деятелей науки тем или иным образом были связаны с Одессой. То есть либо сами были одесситами, либо их родственники происходили из Одессы, либо они долгое время жили здесь.
– Кого бы вы назвали самым влиятельным одесситом нашего времени?
– В Украине было немало влиятельных политиков, имеющих одесские корни. Иногда, приезжая в столицу, они становятся даже больше киевскими политиками, чем одесскими. Кстати, о бизнесменах этого не скажешь – те всегда чувствуют привязанность к этому удивительному городу. Если же говорить о сегодняшних влиятельных личностях, то это, наверное, только Эдуард Гурвиц. Его знает вся страна как одессита. Даже когда он работал в Киеве, все равно оставался одесским политиком.
Одесским политиком вполне может назвать себя и сам Юрий Шпирт. В политику он пришел три года назад, после оранжевой революции. Сейчас бизнесмен заседает в городском совете и возглавляет комиссию по туризму и развитию рекреационного комплекса. Впрочем, несмотря на это, он все равно старается избегать излишней публичности:
– Я как истинный одессит хочу и стараюсь что-то сделать для своего города. Но я не являюсь публичным политиком, не люблю выставлять напоказ свою деятельность – знаете, когда политики при большом скоплении народа и прессы сажают дерево или убирают мусор с тротуаров. Я хочу сделать из Одессы туристический брэнд, для этого объединяю политиков, бизнесменов, влиятельных граждан, которым не безразличен родной город и которые могут что-то сделать для развития Одессы как туристической Мекки.
Философский вопрос
Юрий Шпирт признается, что не отследил момент, когда заработал свой первый миллион. У него нет цели стать миллиардером.
– Для меня важна гармония в жизни, – говорит он. – И если в процессе я заработаю миллиард – хорошо, если нет, то не огорчусь. А по поводу богатства я придерживаюсь поговорки: богатый человек тот, кому всего хватает. Ведь всегда есть люди более богатые, чем ты, и более бедные. В моем понимании богатство – это ощущение внутренней свободы: можешь ли ты себе позволить то или иное. Я могу поехать отдохнуть с семьей и купить ту вещь, которая мне нравится. В то же время считаю, что бутылка вина за $10 тыс. – это слишком. То есть я ощущаю грань, за которой начинается излишество.
– Как главный одесский продавец модной и дорогой одежды вы ведь и сами должны выглядеть модно и дорого. Или в одежде у вас тоже есть понимание "грани излишества"?
– В магазине "Кокон" я покупаю себе вещи в стиле business casual. Отдаю предпочтение Paul Smith, давно ношу эту марку. Из классических костюмов выбираю Arber. У нас есть линейка luxury из специальных тканей высочайшего класса. А вообще я не могу назвать себя тонким ценителем одежды – в вопросах подбора гардероба всегда советуюсь с женой, которая разбирается в этом гораздо лучше.
– Если вы решите, что вам всего хватает, допускаете ли, что отойдете от дел и станете вести жизнь рантье?
– Бизнес похож на бег вверх по спускающемуся эскалатору. И если ты остановишься, то тебя просто унесет вниз! Но вести жизнь рантье у нас в стране вполне можно. Надо только грамотно выбрать управляющего.