Кола жизни

О том, как сделать карьеру в крупной международной компании, что люди будут пить в ближайшие годы и  есть ли в мире экономический кризис, Фокусу рассказал исполнительный директор The Coca-Cola Company Мухтар Кент

Related video

Перед встречей с нами Мухтар Кент успел открыть детскую площадку, нанести визит президенту Виктору Ющенко, пообщаться с Сергеем Бубкой и Виталием Кличко. Столь насыщенный распорядок дня бизнесмена неудивителен: с 1 июля этого года он становится исполнительным директором The Сoca-Cola Company.

Крупнейшему в мире производителю напитков Мухтар Кент посвятил 20 лет, поэтому от него невозможно услышать хоть одно критическое слово о компании. Это невольно заставляет поверить в легенды о специфических методах мотивации в Coca-Cola, которые в изобилии ходят в бизнес-среде. Поговаривают, например, что сотрудников компании заставляют смотреть видеоролики, где армия "Кока-Колы" громит заводы ближайшего конкурента – "Пепси". Или что сотрудник, замеченный с бутылкой пепси, немедленно лишается работы. Конечно же, мы не могли воздержаться от провокационного вопроса.

Мухтар Кент1 декабря 1952 г.С 1978 г.В 1985 г.1989–1995 гг.1999–2005 гг.В 2006 г.С 1 июля 2008 г.

– Ходят слухи, что сотрудников Coca-Cola могут уволить за распитие Pepsi. Это правда?
– Это легенда, я абсолютно уверен! Наш сотрудник может позволить себе выпить немного напитка конкурента, но в единственном случае – чтобы сравнить его вкус с кока-колой и убедиться, что она намного вкуснее (смеется).

Но вкусный напиток – не единственное, что удерживает сотрудников компании на рабочих местах.

– Каждый раз, когда я приезжаю в другую страну, я иду в магазины, где продаются наши напитки, и смотрю на людей. Это очень веселый, интересный, динамичный и перспективный бизнес. Нашим работникам это интересно, и они стараются оставаться в компании.

– Тем не менее много бывших сотрудников Coca-Cola сейчас работают в других компаниях.

– Мы, пожалуй, наиболее интернациональная компания в мире, и выбираем своих работников по признаку космополитизма. Мы ищем людей, которые умеют выживать в разных условиях, и не просто выживать, а чувствовать себя комфортно в любых культурных, экономических, социальных сферах во всех уголках мира. И я могу абсолютно четко сказать, что одно из ценнейших качеств Украины – это люди, одни из наиболее образованных и интеллигентных, которых я встречал.

Собственную карьеру в компании Мухтар Кент не считает чем-то выдающимся. По его словам, нет ничего уникального в том, что турок по национальности за 20 лет сумел подняться на самую вершину карьерной лестницы в одной из крупнейших компаний мира.

– Прежде всего нужно очень любить саму компанию и то, что ты делаешь. Если делать свою работу с вдохновением, она будет приносить огромную радость, и вы обязательно достигнете успеха.

В I квартале 2008 г. чистая прибыль Coca-Cola выросла на 19%, составив $1,5 млрд. Но это не повод расслабляться: мировая экономика еще не оправилась от последствий ипотечного кризиса в США, а показатели продаж Coca-Cola вытягивают в первую очередь развивающиеся рынки – Россия и Латинская Америка.

Североамериканское же подразделение компании в последние годы терпело убытки в связи с ростом цен на алюминий (материал для упаковки) и на сырье для производства напитков. Тем не менее Мухтар Кент уверен: этот год станет для его компании прибыльным.

– Конечно, можно с уверенностью сказать, что в мире существует некая неопределенность по сравнению с прошлым годом. В первую очередь это снижение темпов роста американской экономики, повышение цен на продукты питания и на бензин. Но все это нельзя назвать мировым финансовым кризисом.

– Тем не менее угрозы для вашего бизнеса существуют?
– Несмотря на эту неопределенность, компания Coca-Cola и ее ботлеры (производители напитков, работающие по франшизе. – Фокус) хорошо подготовлены к любым неожиданностям на рынке, и потому мы кризиса не ощущаем.

На украинском рынке в минувшем году произошло не совсем приятное для Coca-Cola событие. Компания PepsiCo за $542 млн. купила крупнейшего в стране производителя соков "Сандора", на которого претендовала и Coca-Cola. Но Мухтар Кент утверждает, что этот удар его компания выдержала. Свое спокойствие он объясняет тем, что позиции Coca-Cola в Украине слишком сильны, чтобы покупка "Сандоры" могла повлиять на них.

– "Сандора" и раньше была лидером рынка соков в Украине. Мы с ней конкурировали и тогда, и сейчас. Более сильными соперниками на рынке Украины для нас являются завод "Оболонь" с их "Живчиком" и "Биола". Мы же конкурируем не только на рынке соков, а имеем еще очень большой ассортимент напитков: чай, холодный кофе, энергетические напитки, сладкие газированные напитки, минеральная вода.

– Но вы все же будете конкурировать на украинском рынке соков?

– На сегодняшний день у нас есть собственный соковый бизнес, который мы запустили полтора года назад. Наши соки продаются под брэндами Rich и "Добрый", принадлежащими российской компании Molton, которую мы купили. Мы развиваемся на рынке соков в Украине именно под этими брэндами.

Кардинально расширять свои производственные мощности в Украине Coca-Cola пока не намерена. По словам г-на Кента, завод в Броварах под Киевом и так является одним из самых больших в мире. Но предсказать, что именно будут пить люди в ближайшем будущем, Мухтар Кент не берется: слишком уж непрогнозируемый рынок напитков.

– Например, еще 15–20 лет назад бутилированная вода не была столь популярна, как сейчас. И ее популярность продолжает расти, причем просто невероятными темпами. Растет потребление энергетических напитков – этот сегмент также активно развивается. Специальные минерализованные напитки сегодня просто на гребне популярности. Их ассортимент продолжает удивлять разнообразием. И потому спрогнозировать, какой напиток будет наиболее популярным в будущем, весьма сложно. Хотя бы потому, что конкуренты догадаются, что именно мы готовим (смеется)!