Сам себе хор

Феномен «Хора Турецкого», чьи артисты когда-то начали с пения в синагоге, удивителен. Даже две сотни долларов за билет не помешали недавним аншлагам в Москве. С таким же триумфом хор гастролировал в ушедшем году в Украине. Неизменно полные залы будут и весной, на которую певцы запланировали новые гастроли в нашей стране

Related video

Шестнадцать лет назад, когда еще не было "Хора Турецкого", а был еврейский духовный хор, уникальные голоса его солистов заставляли заходить в синагогу даже антисемитов. Сегодня, после признания и наград в Европе и Америке, ежегодные российские турне хора входят в число громких и стопроцентно кассовых культурных событий страны. Хористы исполняют несколько тысяч песен: классические, джазовые, в стиле этно, попсовые, народные, эстрадные хиты разных поколений звучат в неожиданной, живой манере. Корреспондент Фокуса беседует с руководителем популярного коллектива Михаилом Турецким:

— Уже который год ваши российские гастроли заканчиваются кремлевскими концертами. В этот раз они шли три дня подряд, хотя билеты были забронированы на еще один "сольник". Почему не получился четвертый день?
— Потому что за последние тридцать лет "система" такого не видела, чтобы кто-то смог собрать подряд четыре концерта в Кремле. И, наверное, не захотели, чтобы это сделал "Хор Турецкого". Ведь у нас три аншлага: это уже и так вопиюще!

— Говорят, вы в фаворитах у российского президента?
— Пригласили нас выступать, когда был саммит "большой восьмерки". Доверили. Просто мы умеем работать с иностранной аудиторией. И точно не опозорим честь мундира, честь своей страны. Ведь нас невозможно остановить, выключить фонограмму: мы работаем без фонограмм, даже без микрофонов, если надо. Нас можно проверить и протестировать с любых сторон. Мы везде настоящие. Двадцать лет учились. Натуральные артисты: без силикона и без пластика.

— Известно, что ваша группа работает без продюсера в его традиционном понимании. Вы и режиссер, и постановщик, и дирижер, и идейный вдохновитель. Почему вы все замкнули на себе? Может быть, стоило бы положиться на профессионалов?
— Если бы я в свое время пошел "под кого-то" в искусстве, из меня бы сделали такой же продукт шоу-бизнеса, каких масса. Это была бы, к примеру, такая же группа, как "Премьер?министр", только постарше. Ведь из общей бочки шоу-бизнеса просто наливают в разные емкости. И у меня бы никогда не было лица, которое я придумал и прочувствовал.

Мне говорили: то, что ты делаешь, никогда не будет пользоваться спросом у широкой публики. Говорили, что нельзя "в одном флаконе" смешивать музыку кастратов XVIII века и "Синий туман", или "Лакримозу" Моцарта и "Мурку". А я так никогда не думал. Вот в Голливуде стали надевать джинсы со смокингом: и ведь это классно сочетается, если правильно подобрана фактура ткани. Так же и в музыке.

Я могу делать любые эксперименты, даже самые дерзкие. Естественно, мне не хватает каких-то специфических навыков. Но с другой стороны, у нас же нет продюсерской школы как таковой. Продюсеры нашего шоу-бизнеса тоже когда-то были инженерами или коммерсантами. Я подумал: "А чем они, собственно, лучше меня?".

Ну, можно у них проконсультироваться, что-то спросить. Я работал со многими режиссерами, но даже от самых гениальных из них я могу взять только 30%. Я сам себе артист. Переиначить мою суть или ввести в нее чужую стилистику невозможно. У меня она уже найдена, и я ее развиваю. Моя группа — уникальная и ни на кого не похожая, я лучше всех сегодня знаю, как с ней обращаться. Я просто вынужден тянуть это и управлять этим сам.

— Два года назад на мой вопрос, богатый ли вы человек, вы ответили, что просто не испытываете никаких материальных трудностей. Что скажете сейчас?
— "Для Атоса слишком много, для графа де Ла Фера слишком мало!". Как только я перестану просить деньги у спонсоров и вообще их привлекать — вот тогда скажу, что я богатый человек. Ни один артист, живущий в России, по-настоящему богатым быть не может. На Западе гонорары сумасшедшие: там понимают, что "звезды" эксклюзивны, их мало среди многомиллиардного населения планеты. И следовательно, они должны стоить дороже, чем какой-нибудь босс супермаркета в городе Пхеньян, который явно богаче любого народного артиста России. Да, нас поддерживает государство, но это другой уровень. У нас стать богатым, скажем, без бизнеса, невозможно. Но соединить артисту свою креативность с какими-то бизнес-кампаниями и заработать деньги — такое, все-таки, случается.

— Вы еще мечтаете снять клип в пустыне на песню Let My People Go, сделать телеисторию на Эйфелевой башне. Когда вы это осуществите?
— Люблю по этому поводу цитировать Святослава Рихтера: "Творчество и планы — несовместимые понятия". Я наслаждаюсь процессом. Мне интересен результат. Знаете, какая у меня есть тайная мечта? Чтобы талант не отняли. Чтобы давали плодоносить и творить. Чтобы я сам не устал от этого. Чтобы мне не было скучно.

— Вы работаете с песнями разных национальностей, проверенными временем. А что-то свое сделать не хотите, чтобы самим стать первоисточником?
— В той сфере, в которой мы работаем, уже все лучшее создано, и я не сомневаюсь в этом. Уже не родится Верди, Моцарт. Уже не будет Queen.

— Но родится кто-то другой. И не факт, что он окажется хуже!
— Да. Но это будет hi-tech. А это не моя территория. Hi-tech — это ультра. Хотя я могу использовать такие фрагменты. Знаете, даже Элтон Джон сегодня говорит, что он не сочинил ни одной ноты сам, все скомпилировал.

— У вас есть сольная песня "Папиросы". Знаю, что на концертах публика обычно реагирует примерно так: "Ого, так он еще и петь умеет!". Кажется, тема одинокого еврейского мальчика-скитальца близка вам?
— Да. Для людей, которые занимаются каким-то серьезным делом, особенно в сфере искусства, проблема одиночества очень остро стоит. Ты настолько становишься заложником своего дела, что весь мир и его связи с тобой начинают казаться призрачными. Родственники, друзья, близкие… Сильное ощущение одиночества всегда присутствует, хоть ты вообще-то не одинок. А вот внутри себя — волк-одиночка. В моей душе есть мощная дисгармония. Но, как ни парадоксально, именно она и плодоносит.

— Ваше прошлогоднее турне в Украине прошло с аншлагами. В этом году выступления здесь планируете?
— Весной мы сделаем всеукраинский тур по всем самым крупным городам вашей страны. Постараемся приятно удивить Украину.
Завершала московский концерт песня из фильма "Обыкновенное чудо". Обычно зажатая собственной важностью, пышная публика вовсю отплясывала в проходах, не желая уходить. Вспомнились слова одного из суфийских мудрецов: "Магии не существует. Только маги и реакция людей на них". Так и здесь: десять музыкантов плюс реакция зрителей. Никакой магии — обыкновенное чудо.