Защита от тумака

Автоавария — это не только скрежет металла и звон разбитого стекла, но и ругань послеаварийных разборок. Страховка поможет попавшим в ДТП избежать лишних эмоций и челюстно-лицевых травм: их проблемами займутся профессионалы

Related video

После аварии осознание того, что вы уцелели, быстро сменяется другой мыслью: разбитая машина (а нередко — и авто "партнера" по ДТП) стоит немалых денег. В этом случае успокоить способен разве что надежный страховой полис.

Курс — на полис
—В последнее время водители при авариях стали вести себя куда цивилизованнее, чем прежде, когда институт автострахования не был достаточно развит, — отмечает генеральный директор компании "Пионер Ассистанс" Дмитрий Кучер. — Владелец авто, у которого есть еще и страховка, знает: даже если он и был виноват в случившемся ДТП, ему не придется платить из своего кармана.

Такую возможность дает полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСГПО). В случае, если вы вдруг повредите чужой автомобиль, ущерб возмещается страховой компанией. Другой популярный вид страховки, КАСКО, предусматривает защиту только своего автомобиля: от угона, чьих-то противоправных действий, падения предметов, пожара и взрыва, стихийных бедствий.

—Обычно вместе с КАСКО мы предлагаем нашим клиентам оформить и ОСГПО, — рассказывает начальник управления страхования транспортных рисков СК "Альфа Гарант" Алексей Чиркин. — Наличие двух таких полисов удобно, поскольку защищает водителя практически со всех сторон. К тому же и стоит "гражданка" недорого. Ее минимальная цена — 268 грн. с копейками в год. Впрочем, этот тип страхования, в отличие от КАСКО, — обязательный.

Тем не менее, по оценкам "Альфа Гарант", обязательное страхование имеет на сегодняшний день лишь каждый пятый автовладелец. Объясняется это тем, что в Украине пока отсутствует механизм внедрения и контроля по выполнению ОСГПО. Да и стоимость КАСКО немалая — 4-6% от стоимости машины. Едва ли не единственный стимул к страхованию — требования банков, которые не дадут кредит на покупку автомобиля, если нет полисов двух типов.

Существует, правда, требование иметь страховку при прохождении ежегодного техосмотра. Но много ли у нас автомобилистов, которые проходят его по всем правилам?

Однако количество застрахованных автомобилей растет. Прежде всего, это касается новых, дорогих машин. Владельцы "лексусов" и "лендкрузеров" покупают дорогие полисы, в которых процентная ставка не менее 7,65% годовых от стоимости машины — с так называемой "нулевой" франшизой. Они предусматривают страховые выплаты за малейшую царапину.

Разумеется, обладателям таких полисов не страшны разборки на месте аварии и зловещие вопросы вроде "кто будет платить?". Времена полубандитских выяснений отношений на перекрестках и негуманных способов выколачивания компенсации ущерба прошли.

Комиссары без наганов
Каждое дорожное ЧП для участников столкновения — всегда шок. В то же время от умения сохранить самообладание на месте аварии и правильности процедуры оформления ДТП напрямую зависит выплата страховки.

Все чаще в качестве своего рода адвокатов автовладельцев выступают так называемые аварийные комиссары. Они работают либо от имени страховщиков, либо — от действующих в тандеме со страховщиками компаний-ассистансов.

Живут аварийные комиссары круглые сутки на колесах, выезжают на вызов в любое время дня и ночи. В их прямые обязанности входит фиксация обстановки на месте аварии, грамотное оформление документов в процессе разбора. Именно аварийный комиссар делает заключение, на основании которого страховая компания принимает решение о выплате страховки.

—Ассистантский сервис на сегодняшний день достиг такого уровня, что владелец автомобиля, попавшего в неприятность, может вообще не выходить из машины, — объясняет Дмитрий Кучер. — Его проблемы решат профессионалы: соберут все документы, все свидетельства, возьмут на себя общение с правоохранителями. Если надо, сами отгонят машину, доставят эвакуатор, подвезут потерпевшего куда нужно.

—Часто случается, что автомобиль повреждается неустановленными лицами, — говорит аварийный комиссар, ведущий специалист отдела урегулирования убытков СК "Статус" Дмитрий Биденко. — К примеру, вы припарковали свою машину, отлучились, а по возвращении обнаружили, что кто-то ее задел: разбил зеркало, сделал вмятину, поцарапал. В этом случае выручает полис КАСКО.
Но всегда ли?

—Однозначного ответа на этот вопрос не существует, — отмечает начальник отдела выплат СК "PZU Украина" Наталья Гузик. — Но если ДТП или другое происшествие с автомобилем и его владельцем может расцениваться как страховой случай, предусмотренный в договоре, и случай не является мошенничеством страхователя, вероятность выплаты страхового возмещения практически стопроцентная.

Страховики рассказывают: порой им приходится в полном объеме выплачивать страховку клиентам, умудрившимся за год несколько раз разбить свой автомобиль. Абсолютный рекорд, как сообщили Фокусу в страховой компании "Статус" — 3 автоаварии в неделю от одного "выгодного" клиента.