Петр Порошенко: "Банк – это как церковь"
Курс доллара в 2009 году можно удержать на уровне не выше 8 гривен, считает глава Совета НБУ Петр Порошенко. Но только в случае грамотной работы Нацбанка и других органов власти, а с этим как раз проблемы
Как долго еще будет расти курс доллара к гривне? Вы можете дать прогноз на ближайшие полгода?
Могу, но не буду этого делать. Непрофессионально давать прогнозы, когда остается неопределенной львиная доля факторов, влияющих на курс национальной валюты. Сейчас в парламенте находится закон, который предусматривает повышение пошлин на все импортные товары. Следствием этого будет резкое сокращение импорта, а значит, падение спроса на валюту, благодаря чему сократится дефицит торгового баланса. Украинская делегация находится в Москве на переговорах по поставкам газа в Украину. Напомню, что на днях цена газа для Европы снизилась с $500 до $300 за тысячу кубометров. Это дает нам основания рассчитывать на приемлемую цену на российский газ в 2009 году. К слову, Украина резко сократила потребление газа этой зимой. К тому же резко упали цены на нефть. Все это благоприятные факторы. Но вместе с тем мы имеем резкое падение объемов украинского экспорта. Необходимо принять бюджет и антикризисные законы, которые защитят внутренний рынок. Нужна внятная валютная политика НБУ. В этом случае мы удержимся в пределах 8 грн. за доллар.
Президент и премьер заявляли, что 40 млрд. грн., которые Нацбанк направил на рефинансирование банков, на самом деле использовались для спекуляций на валютном рынке. Так ли это и кто нажился на валютных спекуляциях?
Это заявления политиков. А я не политик и должен делать профессиональные заявления. Чтобы получить точную информацию, месяц назад Совет НБУ уполномочил меня обратиться к правлению Нацбанка с просьбой предоставить детальную информацию о перечне банков, получивших рефинансирование, основаниях получения, гарантиях возврата. Мы считаем, что правление использовало ряд экзотических инструментов, под которые рефинансирование выдаваться не могло, например акции банков. Но если у банка проблемы, то его акции ничего не стоят. А Нацбанк под эти акции пытался выдавать деньги государственной эмиссии. Мы также потребовали предоставить отчет о политике валютных интервенций с перечнем банков в период массовой выдачи рефинансирования. Все это необходимо для проведения монетарной политики и осуществления контроля за ее исполнением, что является конституционной и законной функцией Совета НБУ. Но мы получили ответ: "Сведений не предоставим". Такой же ответ правление НБУ направило и парламентской комиссии, созданной для расследования обстоятельств, которые привели к обесцениванию гривны.
Почему же Нацбанк отказывается раскрыть эту информацию?
Правление ссылается на мифическое положение о банковской тайне. Но Нацбанк должен защищать банковскую тайну клиента, гражданина, а мы спрашиваем лишь о том, как распределяются деньги НБУ, деньги государства в отношении коммерческих банков. Если банк боится, что информацию о получении им рефинансирования обнародуют, то не надо обращаться за деньгами. Или, наоборот, гордись, если обходишься без помощи НБУ. А у нас рефинансирование было превращено в безумие, в инструмент зарабатывания денег. Но этого не должно быть, никто не должен зарабатывать на рефинансировании.
Свидетельствует ли отказ правления раскрывать информацию о коррупционных действиях НБУ?
Я не могу утверждать, что коррупция имела место. Пока подтвержденных и доказанных фактов коррупции нет. Я говорю о том, что это непрозрачно, а значит, не вызывает доверия. А если действия НБУ не вызывают доверия у гражданина, то у общества будут проблемы. Ведь банк – это как церковь, которой должны верить все. Банки обязаны демонстрировать прозрачность.
В последнее время муссировался вопрос о возможной отставке Владимира Стельмаха. Почему она до сих пор не произошла?
Плохо, что он муссируется. Этот вопрос должен быть решен однозначно: или да, или нет. Вопрос подотчетности и ответственности руководителя Нацбанка находится в компетенции президента и парламента. Именно они могут решить судьбу председателя НБУ.
Если вам предложат занять кресло председателя НБУ, вы готовы?
Я никогда не рвался ни на какую должность, но никогда и не отказывался.
Как вы относитесь к идее Минфина, который предлагает на месяц прекратить рефинансирование банков?
Этот вопрос вообще не в компетенции Минфина. НБУ должен проводить рефинансирование банков, у которых возникают проблемы. Главное, чтобы у банка было под что получать эти средства. Но я не понимаю, почему банку, у которого разница между сроком возврата кредита и сроком, когда он должен отдать депозит, составляет два месяца, дают рефинансирование на год? Зачем это делается? Если у банка возникла проблема на сумму 50 млн. грн., почему ему дали 100 млн. грн.? А потом возникают основания для подозрений в нечистоплотности и попытке заработать на этом деньги. Ответы на эти вопросы должны снять любые дискуссии по поводу Нацбанка. Нацбанк – это священная корова, жена Цезаря, которая вне подозрений.
Как вы относитесь к введению 100-процентного резервирования под валютные кредиты, то есть к фактическому запрету валютного кредитования?
Это временная мера. Она касается только тех, кто не имеет экспортной валютной выручки, кому нечем возвращать кредиты. Если нечем возвращать, то и брать нечего. На самом деле эти нормы резервирования были приняты по рекомендации Совета НБУ. Мы это поддерживаем: нельзя, чтобы механизм валютных кредитов использовался банками для валютных спекуляций. Сейчас банки не выдают валютных кредитов на сторону – только инсайдерам. В этом может убедиться каждый – попробуйте взять кредит в банке. Я уверен, что откажут. Но на сегодняшний день валютное кредитование используется в качестве схемы: банки своим приближенным выдают валютный кредит, покупают у Нацбанка валюту якобы для возврата этого кредита и через два-три дня его закрывают. Увеличение резервирования до 100% будет сдерживать банки от игры на валютном рынке и стабилизирует ситуацию с курсом гривны.