Ученые впервые увидели, как черная дыра мешает рождению звезд

Художник показал, как ветер изгоняет облака из центра галактики / Изображение: ESA/ATG Medialab

Ветер со скоростью в четверть световой выгоняет из центра галактики облака, в которых зарождаются звезды

Астрофизики из США, Великобритании и Испании впервые наблюдали, как сверхмассивная черная дыра порождает мощный ветер, который изгоняет газ из галактики. Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Nature, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте НАСА.

Ученые заметили, что наличие гигантской дыры в звездной системе приводит к возникновению сильных потоков частиц из ее аккреционного диска, разгоняющихся до релятивистских скоростей (в данном случае — около четверти скорости света). Этот космический ветер с энергией, в триллион раз превышающей энергию солнечного излучения, выгоняет из центра галактики газопылевые облака, которые служат основным материалом звездообразования. Таким образом из центральных областей галактики ежегодно удаляется материя массой около 800 солнц.

Фото: НАСА

Галактика IRAS F11119+3257 расположена в созвездии Большой Медведицы и образована, как полагают ученые, в результате столкновения двух других звездных систем. За ее активным центром, включающим в себя сверхмассивную черную дыру, которая в 16 миллионов раз тяжелее Солнца, астрофизики наблюдали при помощи орбитальных телескопов Suzaku (в рентгеновском диапазоне) и Herschel (в инфракрасном диапазоне).

Исследователям удалось впервые отследить такой процесс. Полученные данные в целом подтверждают теории, в которых замедление интенсивности звездообразования в галактиках связывается с расположенными в их центрах черными дырами. Ученые собираются продолжить свои наблюдения и обнаружить аналогичные процессы в других звездных системах.