Кино и плекс
Пять лет назад, когда отечественный кинопрокат практически лежал в руинах, трудно было поверить, что он начнет возрождаться бурными темпами. Но это свершилось: с 2000-го по 2006-й объем украинского кинорынка вырос с $3 млн. до $43 млн. Заметный скачок произошел в 2001-м — тогда прокатные сборы увеличились вдвое по сравнению с предыдущим. Именно тогда в Украине открылся первый мультиплекс
Новый кинотеатр — трехзальный "Баттерфляй" в киевском районе Петровка был оснащен современным оборудованием — звуковой системой JBL, DVD-проекторами, процессорами Dolby и проекционным оборудованием Kinoton. Зрительская часть залов спроектирована в форме амфитеатра, что позволяет одинаково хорошо видеть экран с любой точки, а специальное акустическое покрытие максимально передает звуковые спецэффекты новейших блокбастеров. В подлокотники кресел вмонтированы подставки для стаканчиков с попкорном или кока-колой, которые продаются буквально тут же — в баре возле кинозалов. Но более всего поражали экраны, полностью занимавшие пространство от потолка до пола, — удивленный зритель оказывался один на один с изображением. Отсутствие сцены — непременного атрибута кинотеатра советского образца — подчеркивало: новый храм искусства предназначен исключительно для кинопоказов…
Сегодня в Украине работает 140 кинотеатров (230 залов). Основные сети — "Линия кино" (4 кинотеатра на 14 залов, связывают с одесским банкиром и соучредителем "РосУкрЭнерго" Фурсиным), "Баттерфляй" (4 кинотеатра на 16 залов), "Альфа" (2 мультиплекса "Одесса-Кино" на 9 залов в Киеве, 3 кинотеатра в Одессе). Крупнейшая сеть на востоке Украины — "Киносистема" (6 кинотеатров в Днепропетровске и Запорожье). По количеству залов (17 в 14 кинотеатрах) лидирует сеть "Кінопалац" (правда, у нее нет мультиплексов).
Сеть кинотеатров, причем исключительно в торговых центрах, строит компания "Мультиплекс-Холдинг", входящая в группу украинских и зарубежных компаний (среди них — "АвтоЗАЗБанк" и "Недвижимость столицы"). 9 мультиплексов холдинга в ближайшие несколько лет должны открыться в 9 городах Украины, среди которых не только "миллионники".
Все первые украинские мультиплексы и обновленные кинотеатры построены на деньги дистрибьюторов зарубежных компаний, заинтересованных в прокате своих фильмов.
Специалисты кинорынка прогнозируют: в следующие несколько лет строительство мультиплексов будет вестись столь же интенсивно, а конкуренция среди кинотеатров такого формата значительно усилится.
Идеальное решение
Первый мультиплекс на Петровке, если честно, не имел полного права именоваться таковым. Мультиплексом (или синеплексом) считается кинотеатр, имеющий не менее 4-х залов. В России, например, первый синеплекс, "Формула Кино", открытый в 2002-м, состоит из 9 залов. Однако "Баттерфляй", изначально построенный как кинотеатр нового поколения, в своем позиционировании гораздо скромнее днепропетровского кинотеатра "Січ", сооруженного в 1998-м, переоборудованного в 2003-м и объявившего себя "первым украинским трехзальным (!) мультиплексом". "Трехзальники" между тем относятся к разряду миниплексов.
Синеплексы изобрели, естественно, американцы. В конце 1970-х посещаемость кинотеатров в США стала резко падать и чтобы вернуть зрителя придумали гибкую систему кинопоказа: под одной крышей разместили несколько залов, в которых сеансы начинались с интервалом в 15-20 минут. Мультиплексы вызвали колоссальный приток публики и вывели американский кинопрокат из кризиса, превратив его в одну из самых доходных отраслей национальной экономики. После этого компании США стали вкладывать огромные инвестиции в строительство синеплексов по всему миру.
Выгодная ставка
Идея мультиплекса (от лат. multum — много и plexus — сплетение) базируется на нескольких принципах. Большое количество залов, сосредоточенных на одной площади, предоставляет зрителю внушительное разнообразие кинопродукта, владельцы кинотеатров получают больше свободы и вариантов в организации киносеансов, а дистрибьюторы — больше возможностей для получения прибыли от наиболее успешных прокатных картин. Мультиплексы приносят больше дохода и потому, что в отличие от обычных кинотеатров, они помимо кинопродукции предоставляют много другого товара (потому мультиплексы называют еще киносупермаркетами): различные продукты питания (кока-кола, попкорн, чипсы, пиво и т.д.), услуги ресторанов и услуги развлекательные (игровые автоматы, интернет-кафе, дискотеки, бильярд, боулинг и пр.). Практика показала: такой тип кинотеатра намного эффективнее, чем одно- или двухзальные, в котором опоздавший зритель вынужден ждать окончания сеанса и начала нового. При частой смене фильмов, их параллельном показе в нескольких залах, широком выборе картин, возможности отдохнуть или перекусить в этом же здании доход хозяев мультиплекса неизмеримо выше.
Поэтому владельцы кинотеатров, развивая бизнес, делают сегодня ставку именно на мультиплексы. В ближайшие 3-4 года объем продаж билетов во всех кинотеатрах Украины увеличится приблизительно в 2-3 раза, т.е. кассовые сборы вырастут с $20 млн. (сегодняшний показатель за год) до $50-60 млн. Считается возможным увеличение количества современных кинозалов к 2012 г. до более чем полутысячи.
Популярный "якорь"
По мере того, как отечественная экономика выходила из постперестроечного коллапса и выруливала на цивилизованные рельсы, росло благосостояние населения, значительная часть которого уже могла позволить себе платить за зрелища. Цены в первые переоборудованные кинозалы, конечно, кусались, но их посещаемость все равно увеличивалась. На рубеже 1990-х — 2000-х постепенно происходит то, что в высокоразвитых странах случилось уже давно — индустрия досуга и развлечений выделяется в отдельный сегмент экономики. В стране активно строятся ночные клубы, казино, залы с игровыми автоматами и кинотеатры. Но комплексное развитие индустрии развлечений эксперты связывают с торгово-развлекательными центрами (ТРЦ).
Путь размещения развлекательных центров в ТРЦ прошел торгово-развлекательный бизнес во многих странах мира. Особо актуальным он оказался в США, где большинство торговых центров было построено 15-30 лет назад, причем изначально в качестве единственного "якоря", заманивающего посетителей, использовался супермаркет. Но покупатель становился все требовательней, конкуренция ужесточалась, и многие магазины закрывались. Для бизнеса понадобились новые, более привлекательные "якоря". Ими и стали развлечения. В Украине "эволюция" ТЦ в ТРЦ прошла достаточно быстро — за 5 лет. Наиболее крупные ТРЦ в Киеве появляются в 2003-2004 гг. Сегодня предприятия развлекательного бизнеса занимают в киевских ТРЦ от 15 до 50% общих полезных площадей. Самый популярный развлекательный "якорь" у нас, как и во всем мире, — мультиплекс.
Уровень арендной платы для развлекательных объектов — наиболее низкий на территории ТРЦ. При этом для мультиплекса — самая минимальная плата. В Киеве она составляет $8-15 за кв. м (боулинг $17, ресторан — от $20 до $70-80). Объясняется это тем, что по сравнению с объектами торговли, эффективность (доход с одного "квадрата") развлекательных точек гораздо ниже. При этом площади, необходимые развлекательным предприятиям, намного больше.
Оптимальный, по оценкам экспертов, вариант управления развлекательным комплексом в ТРЦ — привлечение сетевого оператора, например, кинотеатров, работающих по одному принципу и концепции. "Относительно развития нашего оператора, — сказал Фокусу Александр Ткаченко, один из пионеров отечественного качественного ТВ, соучредитель сети кинотеатров "Линия кино", — есть две версии: размещение мультиплексов в ТРЦ и возможное строительство отдельного РЦ. Размещение кинотеатра в ТРЦ гарантирует стабильный приток зрителей. Но и строительство отдельных развлекательных комплексов я тоже считаю перспективным. Ключевой фактор при этом — место расположения РЦ".
Создание обособленного развлекательного "молла" требует значительных капиталовложений. Сегодня в Украине есть лишь один такой комплекс — киевский "Баттерфляй-Ультрамарин", управление которым, по данным Colliers International Украина (одной из ведущих международных консалтинговых компаний в области коммерческой недвижимости) осуществляется самим инвестором — компанией Black Sea Investment Group.
Сергей Хоменко, руководитель департамента аренды, продаж и управления "Украинской торговой гильдии", сообщил Фокусу: "Чтобы развлекательный комплекс приносил прибыль, он должен быть достаточно большим, включающим широкий набор различных развлекательных функций. Но сегодня все упирается в дефицит земельных участков. Поэтому в настоящий момент развлекательные комплексы вне ТРЦ не очень перспективны. Но в будущем, после стабилизации рыночной ситуации с землей, с недвижимостью перспектива появится, и подобные комплексы будут экономически эффективны".
Поэтому пока 75% украинских мультиплексов выходят на рынок в качестве "якорей" ТРЦ. Специалисты киноиндустрии считают, что 70?% от общего количества потенциальных посетителей ТРЦ — кинозрители. Посещаемость таких кинозалов может быть в два раза больше, чем отдельно стоящего кинотеатра.
Приятная синергия
Большинство современных кинотеатров функционируют либо в составе ТРЦ, либо на его площадях как самостоятельный бизнес-проект (киевский рынок по различным оценкам занимает 30-40% национального). Это выгодно и кинотеатру, и ТРЦ: частый зритель кинотеатра может стать завсегдатаем-покупателем, и наоборот — любой посетитель ТРЦ может оказаться кинозрителем (благодаря мультиплексам количество посетителей торгового центра увеличивается от 800 до 2500 человек в день). Открывать кинозалы на площадях ТРЦ значительно рентабельнее — затраты могут составить $100-150 тыс. на один зал. Это намного дешевле, нежели оборудовать кинотеатры с нуля в отдельном здании. Но компания "Мегамаркет" предпочитает строить свои сетевые кинотеатры "Баттерфляй" именно так, при собственных торговых центрах, а это требует значительно больших инвестиций — примерно $500 тыс.
Эксперты по недвижимости уверены, что строительство синеплексов на территории ТРЦ будет расти: мировая практика уже доказала — именно современный кинотеатр является ключевым "якорем" в развитии ТРЦ. Поэтому неудивительно, что владельцы таких комплексов предлагают кинотеатрам льготные арендные ставки. Хотя таким образом и наживают себе зачастую серьезного конкурента — ведь мультиплексы нередко развивают собственные сопутствующие сервисы. В некоторых кинотеатрах список сервисных услуг уже настолько велик, что им выгоднее заявлять себя как отдельный развлекательный бизнес-проект. Помимо стандартного набора — попкорн, бар, ресторан, игровые автоматы — киносупермаркеты обзаводятся магазинами подарков и сувениров, интернет-комнатами, боулингом, бильярдом, фаст-фудом. Директора некоторых кинотеатров признаются, что сопутствующий сервис обеспечивает большую прибыль, чем собственно кино. Но гендиректор "Мультиплекс-холдинга" Антон Пугач сообщил Фокусу, что в их кинотеатрах подобного не наблюдается: "Например, в нашем "пятизальнике" в донецком "Сити Центре" выторг в день святого Валентина был 24 тыс. грн., из которых выручка бара составила всего 27%".
Веселые украинцы
По данным Госкомстата, украинцы в среднем тратят на отдых 4,2% от всех своих расходов. В США — 4,9%. Но, сопоставив процент расходов на развлечения среднего класса в США и Украине, можно увидеть: "наши" тратят на "релакс" значительно большую часть своих расходов — 13%, а американцы всего 5%. Если учесть, что потребители развлечений в большинстве своем — представители ищущего свое место в жизни среднего класса (они-то и являются завсегдатаями ТРЦ), станет понятно: потенциал рынка развлечений в Украине огромен. Как тенденцию развития этого рынка эксперты называют укрупнение операторов мультиплексов.
Интерес инвесторов к строительству кинокомплексов объясняется повышенным спросом на эти объекты со стороны тех, кто стремится заработать на кинопрокате. Посещаемость кинотеатров повышается, увеличивается валовой сбор от кинопоказов, средняя рентабельность кинотеатров выросла до 40%. При этом наш кинотеатральный рынок далеко не насыщен — по различным маркетинговым оценкам, в Украине с успехом можно было бы оборудовать еще как минимум 200 новых залов. Некоторые эксперты кинорынка были уверены: в то время как города-"миллионники" способны принять еще по 6-8 мультиплексов, небольшим городам придется ждать хотя бы одного минимум 3-5 лет. Но и это мнение развенчал "Мультиплекс-холдинг", открывший в мае 2006-го первый многозальный кинотеатр в полумиллионном "городе корабелов" Николаеве.
Минимальным проектным форматом для запуска новых кинотеатров сегодня является четырехзальный мультиплекс. К мегаплексам (кинотеатры, в которых свыше 12 залов) наш кинорынок пока не готов. Чтобы их возводить, необходимо иметь мощное национальное кинопроизводство, с которым в Украине сегодня не то чтобы проблемы — оно попросту отсутствует. Поэтому эксперты называют несколько рискованным проект того же "Мультиплекс-холдинга", планирующего в этом году открыть в Киеве первый в стране 14-зальный кинотеатр "Мультиплекс Плаза" на 2800 зрительских мест.
В западных странах одно зрительское место обходится в $1000-2200, в Украине наибольшая стоимость — $1500. Хотя у нас некоторые инвесторы умудряются создавать зрительское место и за $300. При оборудовании зала могут сэкономить на качестве звука и изображения, на дизайне и отделке, удобстве кресла и даже на плотности расположения зрительских мест. Такие "эконом-проекты" окупаются уже за 2 года. Качественно обустроенные мультиплексы (при цене билета до 30 грн.), по словам Александра Ткаченко, возвращают вложения за 3-4 года. При этом 6 месяцев кинотеатр работает в минус, создавая репутацию и переманивая часть зрителей у конкурентов.
Кстати, о конкуренции. По-настоящему борьбу на нынешнем рынке кинопроката ведут именно мультиплексы. "Старые, добрые", хотя и переоборудованные кинотеатры им значительно проигрывают. Несмотря на то, что многие зрители по привычке отдают предпочтение именно этим кинотеатрам. Но, как заметил Антон Пугач, "высокая посещаемость еще не означает высокий доход". (Ведь мультиплексы, как мы знаем, в отличие от обычных кинотеатров, в довесок к кино предлагают публике еще много всякого разного. При этом средняя цена билета в них — $3).
В конкурентном сражении синеплексов преимуществом является репертуар, место расположения, уровень раскрутки бренда, пакет дополнительных, эксклюзивных, сервисных услуг. В некоторых кинотеатрах, например, появились VIP-залы, где вместо обычных кресел стоят диваны со столиками на двоих и кнопкой для вызова официанта. Конкуренция наблюдается и на уровне акустики, систем кондиционирования, кресел, которые могут стоить от $50 до $300 (в приближающейся к открытию "Мультиплекс Плазе" кресла в некоторых залах обошлись в 700 евро).
Предприимчивые иностранцы
Внушительный потенциал украинского кинорынка давно привлекает соседей. Уже неоднократно заявлялось о выходе на наши просторы российских операторов мультиплексов. В конце 2006-го о намерении построить в ближайшие два года в Украине сеть из 7 кинотеатров на 25 залов в 4 городах сообщили акционеры телеканала "1+1" Александр Роднянский и Борис Фуксман (совместно с генеральным директором компании "Гемини/20 century Fox-СНГ" Михаэлем Шлихтом). В проект планируется вложить около $20 млн.
Александр Роднянский считает, что интерес иностранных инвесторов объясняется ожидаемыми высокими темпами роста украинского рынка: "Кинотеатров в стране катастрофически не хватает. Исходя из количества населения Украины, объем кинопроката должен составлять не менее $150 млн., тогда как сейчас он значительно ниже. Понятно, что к объемам продажи билетов времен СССР (15 триллионов билетов в год) мы не вернемся, но, думаю, в течение 5 лет украинский рынок имеет все шансы вырасти до $400 млн.".
Выходит на наш рынок и российский оператор "Синема Парк", владеющий сетью мультиплексов "от Москвы до самых до окраин"
(6 мультиплексов на 49 залов в пяти городах РФ, в планах — еще 150 экранов). Сеть мультиплексов "Синема Парк" входит в крупнейший в России частный медиахолдинг ЗАО "Издательский Дом "Проф-Медиа" (дочерняя структура холдинга Владимира Потанина "Интеррос"). Соучредитель "Синема-Парк" — компания Никиты Михалкова "ТРИТЭ". До 2008-2009 гг. россияне планируют построить в Украине 3-5 мультиплексов на 8-11 залов в Киеве, Львове и Харькове. Объем инвестиций пока не называется, но в России возведение одного мультиплекса обходится компании в $5 млн. при сроке окупаемости в 5 лет.
На вопрос Фокуса, не связан ли приход "Синема-Парк" в Украину с внутренней конкуренцией на российском рынке, замгендиректора по региональному развитию сети Кирилл Иванов ответил: "Никоим образом. Для выхода на ваш рынок у нас три причины. Во-первых, Украина — большая страна с высоким уровнем культуры населения. Во-вторых, здесь абсолютно пустой рынок современных мультиплексов. Их просто нет. В-третьих, у вас сейчас как раз начинается активное развитие торговой недвижимости, т.е. появился шанс попасть в новый современный торговый комплекс, а раньше в Украине подобного не было".
Сергей Хоменко появление любого иностранного игрока на украинском кинорынке считает явлением позитивным: "У нас не так много сетевых операторов, способных освоить предлагаемые для кинотеатров площади. Сейчас большое количество проектов нуждается в профессиональном менеджменте и крупных инвестициях, поэтому, естественно, мы ожидаем иностранцев. Сегодня достаточно много зарубежных операторов уже либо присутствуют на нашем рынке, либо заявили о своих намерениях на него выйти. Приход европейских или российских операторов приведет к новому уровню культуры потребления услуг кинорынка. Наши игроки смотрят, как это делается за границей, но, тем не менее, варятся в собственном соку. А зарубежные уже наработали
определенный опыт, который привнесут сюда и это станет новым толчком развития нашего рынка. Украинские сетевые операторы, строящие кинотеатры, исходя из нашей реальности, оборудуют по 3-5 залов. А основное требование для прихода в Украину иностранных игроков — наличие площади под кинотеатр с количеством залов не менее семи. Только при таких условиях они способны развивать успешный бизнес в нашей стране".