Киномост в будущее
«Мост-кино» — один из самых современных мультиплексов в Украине и единственный, оборудованный по технологии 4D. Соучредитель компании «Киносистема» Кирилл Данилов рассказал Фокусу о том, благодаря чему провинциальный кинотеатр приобрел репутацию передового
— Как и когда вы пришли в кинобизнес?
— Случайно. Кто-то предложил сходить в кино, показывали "Армагеддон". Я подумал, что можно организовать более качественный просмотр. В 2000 г. взяли в аренду киноконцертный зал, инсталлировали аппаратуру и стали показывать кино. Сначала никто не воспринимал это всерьез. Но скепсис исчез, когда появились очереди в кассы.
— В чем специфика вашего мультиплекса?
— Процесс проецирования кино не изменился со времен братьев Люмьер. Никаких "днепропетровских" особенностей у нашего мультиплекса нет. Есть мировые стандарты: кинопроектор, 35-миллиметровая пленка Kodak, спецальная оптика, dolby-процессор. Есть общие тонкости: не всегда новое дорогостоящее оборудование работает надежнее, чем менее дорогое, но проверенное.
— Фильмокопии всегда были головной болью прокатчиков. Как обстоит дело у вас?
— Мы получаем копии в прокат от дистрибьютора, которые он печатает на одной из копировальных фабрик по своему усмотрению. Звуковая дорожка на пленке прописана в виде голограмм, размещенных между отверстиями перфорации. Считывающий их луч подает сигнал на процессор, который перекодирует сигнал в слышимый зрителями звук. Во всех фильмах звук прописан по-своему. Нашим специалистам приходится настраивать звуковую систему для каждого нового фильма.
— "Мост-кино" позиционировался как один из самых передовых в Украине. Какие новые технологии здесь внедрены?
— Можно сказать о 4D-кино, с дополнительными эффектами. Впервые на территории СНГ эта технология применена у нас в составе мультиплекса. Скажу, что показатели посещаемости аналогичных кинозалов в других городах не столь убедительны. А здесь мы увидели, что успех может быть оглушающим. Возможно, сработало идеологическое ноу-хау. Но мы говорим не о технике. Успех заключается в том, что у человека, который приходит к нам провести время, есть большой выбор. А это — элемент уважения к зрителю.
— Что, на ваш взгляд, совершенно необходимо для успеха мультиплекса?
— Очень важно место, где кинотеатр расположен. Хотя есть примеры, когда кинотеатры с одинаковой транспортной доступностью дают совершенно разные кассовые сборы. Любовь зрителя завоевывается благодаря целому ряду мелочей. Существуют неуловимые факторы, которые невозможно просчитать и измерить. Это даже не мистика, а некая физика, которую мы не можем понять. На примере производства фильмов мы видим то же самое. Фильм может стоить $200 млн., в его рекламу вложены колоссальные деньги — но он с треском проваливается. При том, что изобилует и звездами, и спецэффектами. В то же время малобюджетный фильм может собрать невероятные кассы. Это невозможно сравнить с продажей металла или с ценами на нефть.
— Как мультиплекс находит своего зрителя? Эффективен ли путь создания тематических клубов с уникальными фильмами, или стоит ориентироваться на массового зрителя?
— Если говорить о коммерции, то имеет смысл только ориентация на массового зрителя. Услуга должна быть демократичной и рассчитанной на широкий круг. Сегодня, к сожалению, людей, готовых смотреть на большом экране фестивальное или авторское кино достаточно мало. И если в Киеве такие показы имеют определенный успех, то в Одессе, Днепропетровске или Харькове они провалятся. Если же говорить об основном источнике дохода, массовом кино, то его зритель везде одинаков. В этом смысле чудес не бывает: не может быть такого, чтобы фильм в Киеве прошел на ура, а в Днепропетровске — провалился. Тенденции везде одинаковые, и не только в Украине, но и в России.
— Есть ли перспективы у VIP-услуг?
— Кино — это массовая культура. Сделать отдельный бизнес на VIP-клиентах невозможно, поскольку их немного. Да и цены придется устанавливать неадекватные. Зачем VIPу это нужно, если у себя дома он может поставить домашний кинотеатр?
— Какие из дополнительных сервисов — к примеру, для семейного отдыха — на ваш взгляд, имеют будущее в составе мультиплекса?
— Формат создания комплекса развлечений нам интересен, поскольку время от времени мы задаемся вопросом: как привлечь зрителей в свой кинотеатр, если в Днепропетровске ходит 10 копий одного фильма? Проанализировав, какие услуги можно предложить клиенту, в итоге остановились на стандартном наборе развлечений: боулинг, бильярд, каток и игро-лэнд. Все остальное будет только отвлекать.
— Высока ли конкуренция на рынке кинопроката в Украине?
— Сейчас в стране достаточное количество зрительских мест. Вместе с тем, строительство новых мультиплексов неизбежно, поскольку это — эволюция бизнеса, качественное улучшение кинопоказа. В будущем многие кинотеатры, особенно однозальные, будут закрываться. Они попросту не выдержат конкуренции.
— Во сколько обходится строительство и оборудование стандартного мультиплекса? Что приносит основную прибыль?
— Основная прибыль — от кинопоказа. Еще 20-30% приносит торговля сопутствующими продуктами питания. Доходы от рекламы — 15-20%.
Стандартная цена одного кинозала — около $300 тыс. При этом расходы на строительство и приобретение оборудования примерно одинаковы. Все остальное зависит от владельцев. У нас, например, в фойе висят 42 плазменных экрана. Можно было бы, конечно, обойтись и одним. Но хотелось удивить зрителя, создать для него атмосферу праздника. По нашим расчетам, расходы должны окупиться в течение трех лет. Время покажет, насколько они верны.