Семейная революция

В Швеции больше половины детей рождается вне официального брака; в Германии супружество больше привлекает мужчин; в США каждая четвертая женщина 25-39 лет живет не с мужем, а с бойфрендом. С Запада идут новые веяния, перечеркивающие привычные семейные стереотипы

Related video

Когда супружеские пары живут как пчелы в сотах, по правилам, продиктованным государством, — это удобно в первую очередь самому государству. Все становится понятным: кто должен воспитывать детей, как делить семейный бюджет и вести хозяйство. Гражданам и гражданкам либерального Запада однообразие надоело: вслед за экономическими и политическими свободами они приобретают свободу в делах семейных. Политики их поддерживают, им это близко. Фаворит президентской кампании во Франции, 53-летняя Сеголен Руаяль, мать четверых детей, давно в неофициальном браке с первым секретарем французской Социалистической партии Франсуа Олландом. Финка Тарья Халонен (57 лет) официально вышла замуж только в 57 лет — в 2000 г., когда она выиграла президентские выборы в Финляндии. До этого они с отцом ее дочери Анны 15 лет жили без штампа в паспорте.

Без долгов
Интересно, что на Западе меняется отношение к браку именно у женщин. Многие готовы выкормить ребенка и поставить его на ноги, но им совершенно не хочется нести какие-то обязательства по отношению к мужу. Может быть по­этому, по данным социологов, брак для современных женщин в Германии оказался менее привлекательным, чем для мужчин. Только 47% немок связывают представление о счастливой жизни с браком, в то время как 57% немецких мужчин стремятся к брачным узам и объединяют эти понятия.

Отсюда — распространение на Западе неофициальных браков, или "гражданских", как их не совсем правильно называют. "Гражданский" брак стал ассоциироваться с неофициальным с тех пор, как появились супружеские союзы, санкционированные не церковной властью, а светской, гражданской. И если раньше женились "пока смерть не разлучит нас", позже сочетались "до развода", то сейчас многие не хотят никаких обязательств и "супружеских долгов" вообще.

Теперь в большинстве стран (кроме мусульманских и Израиля) церковный брак юридического значения не имеет. В то же время в США, Великобритании и некоторых странах Латинской Америки допускается заключение брака либо в светских органах, либо в церкви (этим обеим формам придается одинаковая законная сила).

Отец в декрете
Одной из причин распространения неофициальных браков в США исследователи считают налоговую политику государства. По данным американского Urban Institute, исследующего социологию и экономику, официальный брак уменьшает доход семьи. Если мать-одиночка с двумя детьми имеет годовой доход в $15 тыс. (крайне низкий по меркам США) и при этом выходит замуж за человека с доходом в $25 тыс., то вместе им придется платить в год на $4,5 тыс. больше налогов. Кроме того, печать в паспорте лишает женщину и ее детей "фудстемпов" — талонов на бесплатное питание, бесплатной медицинской страховки и прочих льгот.

Интересен опыт Швеции, которая нестандартным способом стимулировала возвращение традиционной формы брака. Так называемые "шведские семьи" были распространены в 60-70-е годы прошлого столетия по всей западной Европе: коммуны, ведущие совместную хозяй­ственную, а то и половую, жизнь, и живущие на социальные пособия, в том числе — по уходу за ребенком. Особенно эти традиции прижились в Скандинавии, которая славится свободой в вопросах пола и брака (еще в пятидесятые годы существовало определение "женаты по-стокгольмски", когда люди жили вместе, не расписываясь). Повернуть к традиционной семье, как говорят сами шведы, им здорово помогли льготы, введенные в середине 1980-х: три месяца оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком для отца. После этого женщины и мужчины смогли наравне работать, отдыхать и уделять внимание детям.

В брак — как в гости
Кроме "неофициальных", в Европе и США сейчас очень распространены так называемые гостевые браки, или "браки выходного дня". Зарегистрированная пара живет порознь, хозяйство ведется отдельно. Встречаются такие супруги по желанию, если есть время. Особенно ценят это ноу-хау трудоголики и те, кто настолько перегружен общением в будние дни, что вечером не хочет никого видеть. Типичный пример — режиссер Вуди Аллен, который 11 лет был в подобных отношениях с актрисой Миа Фэрроу, сыгравшей в тринадцати его фильмах. У Миа — три приемных дочери. Когда они познакомились, Аллену было уже под пятьдесят, и превращать свою жизнь в "детский сад" он не собирался. Поэтому Миа и Вуди снимали отдельные квартиры, но жили недалеко друг от друга — по разные стороны парка. Закончился роман скандально: Аллен женился на старшей из приемных дочерей, Фэрроу. Отметим, увильнув при этом от крупных "отступных", неизбежных в случае, если бы он с Миа жил под одной крышей.

Что касается незарегистрированного брака, то национальные законодательства постепенно признают его имеющим юридические последствия. В США, например, как жена, так и муж, состоящие в неофициальном браке, могут через суд узаконить свое сожительство, доказав факты длительного совместного проживания, появления вместе на людях и половых отношений.

В Доминиканской республике люди прожившие вместе больше четырех лет, имеют право на совместное имущество, как законные супруги. А во Франции сожители могут заключить пакт гражданской солидарности, в котором оговариваются имущественные отношения.

В свободном обществе каждый выбирает такие формы "человеческого общежития", которые считает для себя наиболее приемлемыми. Для молодежи может быть важна независимость, для родителей с маленькими детьми, наоборот, — привязанность и уверенность в партнере. Во многих странах — и Запад лидирует в этом процессе — государство постепенно легализирует те варианты "ячеек общества", которые выбирают его граждане.