Бизнес-гуру Стивен Кови определил пять ошибок во время кризиса
Кризис – еще не повод сокращать персонал. И уж тем более не повод отказываться от обучения
Стивен Кови – личность легендарная. Он достиг немалых успехов на ниве бизнес-обучения и консультаций по лидерству и эффективному управлению. Книги Кови разошлись по всему миру тиражом в 20 млн. экземпляров, а его работу "7 навыков высокоэффективных людей" экс-президент США Билл Клинтон назвал настольной книгой руководителя, стремящегося к успеху. Фокус решил спросить у бизнес-гуру, готовящегося к двум лекциям в Киеве (они пройдут 4 и 5 апреля), о том, без каких навыков не выжить во время кризиса.
– Вы можете назвать пять самых неудачных действий во время кризиса и пять наиболее успешных?
– Неудачными я бы назвал панику, хаотичные действия, сокращение персонала без анализа и плана действий, повышение цен, ухудшение условий для партнеров. Чтобы добиться успеха, нужно: проанализировать ситуацию, выбрать план действий, минимизировать непродуктивные расходы, достичь взаимопонимания с сотрудниками, только после этого сократить часть зарплат и персонала, оптимизировать бизнес-процессы. Нужно оставить и людей, и зарплаты, сплотить работников и улучшить работу компании. Особенно когда конкуренты хаотично мечутся и сокращают всех подряд.
– Но ведь сейчас компании, наоборот, сокращают сотрудников.
– Зачастую у компаний плохо разработана стратегия работы с талантливыми специалистами. Иногда под сокращение могут попасть люди, которых потом, когда кризис закончится, придется привлекать снова, но уже за большие деньги.
– Не секрет, что даже тем сотрудникам, которые не потеряли работу, сейчас психологически сложно настроиться на рабочий лад. Каким образом вы бы посоветовали поддерживать энтузиазм и мотивацию к работе во время кризиса?
– Сейчас людей просто прессуют, заставляя терпеть. Это неэффективная практика. Если компания будет все время лгать и давить, то она проиграет на рынке другим фирмам, в которых атмосфера более этичная и человечная. Талантливые работники уйдут к конкурентам, партнеры перестанут верить манипуляторам.
– Вы уже несколько раз бывали в Украине, общались с украинскими управленцами. Отметили ли для себя какую-нибудь характерную для них особенность? Каких знаний и навыков, по-вашему, им не хватает?
– Вам очень нужен средний класс – основа стабильности и бизнеса. Это ответственные люди, морально взрослые, не позволяющие собой манипулировать. А украинским управленцам не хватает прежде всего знаний современного бизнеса. Даже лидеры крупных компаний зачастую имеют устаревшее образование, полученное еще в коммунистические времена, они не совсем понимают сложности современных мировых процессов.
– На Западе существует практика, когда топ-менеджера крупной западной компании приглашают на государственную службу. Насколько приемлема подобная практика для Украины?
– У вас владельцы компаний чаще становятся чиновниками (смеется). Это немного другая практика, я не буду ее критиковать. Только скажу, что это скорее напоминает коррупцию. А эти люди при их несомненной харизме и организаторских качествах больше думают о своем бизнесе, чем о госслужбе.
– Но в США тоже были примеры, когда очень богатые люди работали на государственных постах. Тот же, Нельсон Рокфеллер, вице-президент США в 1974–1977 годах. Как это отражалось на их успешности в качестве чиновников?
– Да, они занимали высшие должности, но в США очень жесткая система контроля за действиями руководителей государства. Предшественник Нельсона Рокфеллера на посту вице-президента Америки Спиро Агнью сам ушел в отставку из-за скандала вокруг Никсона.
– Вы часто говорите о лидерстве. А кого, по вашему мнению, можно назвать лидером?
– У вас, в Украине и России, обычно лидер – это тот, кто ведет за собой. Я же говорю об авторитете, командной работе и командном духе, наделении подчиненных максимально широкими полномочиями, о снижении ненужного контроля. Лидерство в моем понимании – это доверительное и уважительное отношение к себе и другим.
– В связи с кризисом украинские компании стали отказываться от проведения обучающих тренингов для своего персонала. Наблюдается ли подобная тенденция на Западе?
– В США спрос на обучение по программе МВА, как свидетельствуют итоги прошлого года, увеличился на 300%. На Западе в кризисных ситуациях люди активно обучаются, поскольку появляется больше свободного времени и снижается интенсивность бизнес-деятельности.
Фокус спросил руководителей и владельцев бизнеса, помогают ли во время кризиса бизнес-тренинги и семинары
Савик Шустер, компания Savik Shuster Studios Тренинги очень нужны, потому что именно во времена кризиса формируется новое поколение менеджеров, у которых новый подход к стратегии развития и решению ежедневных проблем. Посткризисный мир будет другим. И именно такие люди будут управлять этим миром. | |
Александр Красовицкий, директор издательства «Фолио» Наши сотрудники никогда не участвовали ни в каких тренингах и семинарах. Я противник подобных мероприятий. Гораздо лучше – обучение внутри фирмы, правильно поставленный производственный процесс и дисциплина. Поэтому я считаю, что в тренингах нет необходимости – как в кризис, так и не в кризис. | |
Игорь Мазепа, гендиректор инвестиционной компании Concorde Capital Тренинги – очень важная вещь, независимо от того, кризис вокруг или процветание. Семинары – это интересно, они дают базовые знания, что особенно важно для начинающих ребят. Что касается бизнес-тренингов, то стараюсь сам участвовать один-два раза в год в таких мероприятиях. Это помогает выйти из рутины, «зашоренности», посмотреть со стороны на себя, на рынок, на продукт, на конкурентов. Это вообще очень классная штука, особенно сейчас, когда всё быстро меняется. | |
Пётр Чернышов, гендиректор компании «Славутич», Carlsberg Group В нашей компании мы не планируем полностью отказываться от обучения. Мы развиваем проект внутреннего обучения, где в роли тренеров выступают лучшие специалисты компании в своей области. Что касается внешнего обучения – в ближайшем будущем мы сосредоточимся лишь на тех тренингах, которые приносят мгновенный эффект. Например, для нас всегда актуальными остаются семинары по изменениям в законодательстве, международной отчётности, оптимизации затрат и повышению эффективности в любых сферах деятельности. | |
Евгений Черняк, председатель совета директоров ЛВЗ «Хортица» Точно нужны. Я не скажу, что они нужнее во время кризиса, чем вне его. И вообще, если кризис меняет расписание внутри компании, это значит, что компания была не готова к нему. У нас ничего не поменялось. У нас есть годовые планы тренингов и семинаров, которые проводят внутренние и внешние тренеры, а также топ-менеджмент компании. Буквально сегодня я проводил семинар с торговыми агентами. |