Спасая рядового Голдвассера

Формальным поводом для начала войны с Ливаном стало похищение Хизбаллой двух израильских солдат – Эхуда Голдвассера и Эльдара Регева. Незадолго до этого боевики Хамаса похитили ефрейтора Гилада Шалита.  Солдат-заложников теперь готовы вернуть, но в обмен на сотни палестинских и ливанских боевиков

Related video

Всем спасибо, все свободны – приблизительно в такой тональности завершилась 34-дневная война между Израилем и Ливаном. При этом каждая сторона претендует на титул победителя. Ливан добился вывода израильских войск со своих южных территорий, при этом лидер Хизбаллы шейх Хасан Насралла заявил, что его страна одержала стратегическую историческую победу. С ним категорически не согласны израильтяне и их главный сторонник – Америка. "В Южном Ливане будет новое правление" — подвел итог военной операции президент США Джордж Буш. На это рассчитывает и Израиль, поскольку с момента введения миротворцев ООН и армии Ливана в проблемную приграничную зону значительно снизится военная активность Хизбаллы. По словам главы ливанского оборонного ведомства Элиаса Мура, на юге страны действительно не будет никаких вооруженных формирований, кроме регулярной армии и международных миротворцев. В то же время он заявил, что не будет просить Хизбаллу сложить оружие. Пока этот болезненный вопрос остается открытым.

Официальной датой долгожданного перемирия принято считать 12 августа. В этот день была подписана резолюция 1701 Совета Безопасности ООН, согласно которой Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) покидает территорию южного Ливана и на ее место приходит увеличенный миротворческий контингент ООН и солдаты ливанской армии. Соглашение, достигнутое между главой израильского правительства Эхудом Ольмертом и его ливанским визави Фуадом Синьора, также предполагало прекращение огня с 14 августа. Пока стороны скрепляли согласие рукопожатием, их воюющие армии обменялись любезностями в виде ракетных ударов.

Реальный отсчет мирного времени начался только три дня спустя. 15 августа войска ЦАХАЛа, которые в ходе наземной операции успели продвинуться на несколько километров вглубь территории Южного Ливана, развернулись на 180 градусов. На окончательный вывод солдат из оккупированных территорий официальный Иерусалим взял десять дней. О свертывании операции красноречиво свидетельствует тот факт, что в израильской армии уже начали подсчитывать расходы, в частности, на продовольствие. Отдел логистики ЦАХАЛа обнародовал данные о том, что за время военных действий израильские солдаты съели 2,5 тонны сосисок, 900 тысяч индивидуальных порций горячих обедов, 700 тысяч боевых пайков и использовали 10 тысяч наборов гигиенических средств.

В то время как израильская армия возвращается в казармы, ООН в спешке собирает дополнительные отряды миротворцев. Согласно вышеупомянутой резолюции, двухтысячный контингент будет увеличен до 15 тысяч и наделен более широкими мандатом. "Мы начинаем не с нуля, — цитирует ВВС заявление посланника ООН на Ближнем Востоке Альваро де Сото. — У нас есть заранее заготовленные компоненты как часть предварительных договоренностей с рядом стран, давших согласие послать свой контингент миротворцев". Сначала миротворческий контингент будет состоять преимущественно из французских миротворцев, но позже его "разбавят" военными из мусульманских стран.

Италия, Малайзия, Турция и Индонезия уже заявили о готовности прислать свои отряды в Ливан. Об участии Украины в этой миссии речь пока не идет. Да и если официальный Киев получит запрос о предоставлении своих миротворцев, то в ближайшее время не следует рассчитывать на конкретные шаги. Соответствующее решение должна принять Верховная Рада, а ее первое заседание намечено на 5 сентября.

В необходимости ввода контингента ООН никто не сомневается, но открытым остается вопрос, насколько он будет эффективным. "Миротворцы на самом деле особо никогда не могли обеспечить стабильность, — сказал в интервью Фокусу Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований. — Разве что при условии, что две стороны конфликта принимают правила игры, устанавливается определенный status quo и в этих рамках, – тогда миротворцы эффективны". Но если же оппоненты не соглашаются с результатом, о чем свидетельствуют заявления Израиля о намерениях преследовать Хизбаллу в будущем и ее ответная реакция, то в таком случае существует вероятность повторения конфликта.

Cергей Згурец, эксперт Центра исследования армии, конверсии и разоружения считает, что причина конфликта далеко не локальная. "Если мы говорим о том, что Хизбалла опирается на материальную и моральную помощь со стороны Ливана и Сирии, – прокомментировал Згурец Фокусу, — то этот вопрос входит в зону интересов американской стороны, которая рассматривает Иран как своего давнего противника, а Сирию причисляет к "оси зла". По мнению аналитика, в этом контексте успех миротворческого контингента будет зависеть от того, найдет ли американская сторона рычаги влияния на Иран и на Сирию по поставкам вооружений, что на самом деле будет сделать довольно сложно. Згурец считает, что с оглядкой на более расширенные полномочия миротворцев, прописанные в резолюции СБ ООН, эта международная миссия будет иметь временные успехи, но когда речь идет о рисках возникновения огня и эскалации конфликта, то реальных механизмов противодействия этому не будет.

Пока политики и дипломаты проводят форумы и конференции, разрабатывая программы помощи поствоенному Ливану, армейские чины рисуют планы дислокации миротворцев, а в покинутые во время войны ливан­ские селения возвращаются беженцы. Их путь домой сложен – дороги в воронках и рытвинах, по ним нельзя проехать на машине. Далеко не все вернувшиеся смогут сразу же наладить быт, ведь многие из них обнаружат лишь груды обломков. В нормальный ритм жизни входят и жители северных районов Израиля – открываются кафе и магазины, в некоторых даже проводят летние распродажи. А на недавно пустовавших пляжах Хайфы уже появились первые купальщики.