Электроник
32-летний президент холдинга AVentures Group Владимир Колодюк – самый молодой в списке ста богатейших украинцев. Рано начав — свою фирму Владимир с братом Андреем основал в 19 лет – сейчас братья, по версии Фокуса, обладают капиталом $325 млн.
— Как вы отнеслись к своему присутствию в рейтинге Фокуса "100 самых богатых украинцев"? Честно говоря, далеко не все миллионеры были в восторге от этого.
— Отнесся совершенно спокойно! А что касается стоимости наших активов… Понимаете, тут дело даже не в том, правильно их считали или нет, а в том, что их действительно очень тяжело оценить. По крайней мере сегодня, когда о стоимости компании многие только начинают задумываться. Через год или два уже будут более объективные цифры. Сегодня у вас в рейтинге это $325 млн. Если завтра будет $800 млн. или $150 млн. — я к этому абсолютно спокойно отнесусь.
— Вы оказались самым молодым среди украинских миллионеров. Так взлететь можно было только в 90-е?
— Взлет возможен не только в 90-е. Я бы мог начать бизнес и сегодня, причем выбрал бы это же направление — отрасль IT. На этом рынке еще есть очень много возможностей.
— Начинали вы с челночного бизнеса, ездили в Китай. У трудолюбивых китайцев многому научились?
— В начале 90-х многие были "челноками" и я — не исключение. Ездил в Китай, в Польшу. Тогда научился самостоятельности и настоящему предпринимательству.
— Не страшно было ездить на другой конец континента, едва достигнув совершеннолетия? А в 19 лет уже основать собственную фирму?
— Такое как раз и возможно, когда тебе еще нет двадцати — это был возраст юношеского максимализма. Каждый день испытывали драйв от того, что это очень рискованно. Тогда действовали и советские, и бандитские законы. В темном подъезде за радиотелефон или за $100 могли сделать что угодно! И все же мы занимались бизнесом (гордо).
— А вообще — серьезный бизнес проще начинать молодым или в более зрелом возрасте?
— Да в любом возрасте! И что значит серьезный бизнес? В бизнесе нужно пройти несколько этапов. А еще человеку, который начинает собственное дело, нужно обязательно рисковать своими деньгами. При этом еще и заложить квартиру или машину — и ими рисковать тоже. Когда человек, условно говоря, прижат к стене этими рисками, проходит все этапы и выживает, только тогда он реально сможет развить свой бизнес. Дайте человеку, который и тысячи в руках не держал, миллион и скажите: начинай бизнес. Долго ли такой бизнес будет работать и принесет ли он прибыль, большой вопрос. По крайней мере я бы в такого человека деньги не вложил.
— В кого вложили деньги в телепрограмме "Акулы бизнеса"? Ведь вы там как раз рассматривали проекты начинающих бизнесменов.
— Интересные проекты, конечно, были. И люди интересные. Но я прекрасно понимал, что это больше социальный проект, реалити-шоу, такой себе тренажер. Мне просто было любопытно, и я профинансировал три или четыре проекта с четким пониманием, что по-настоящему заработать я ни на одном из них не намерен.
— Возможно, другие проекты продолжают работать на ваши деньги?
— К сожалению, нет. Два проекта в ходе детальной проработки оказалось вовсе невозможно реализовать на сегодняшний момент в Украине. Кроме того, мы проинвестировали проект создания всеукраинской студенческой газеты и даже выпустили пару номеров. Но как оказалось, на этом рынке высокая конкуренция и для успеха проекта необходимо иметь очень сильное преимущество, а также сильный операционный менеджмент и большой объем инвестиций. Проанализировав первые результаты работы, мы совместно с партнерами пришли к решению закрыть этот бизнес.
— Наверное, жалеете, что в ваше время не было подобной передачи?
— Тогда много чего не было. А вообще, может, это и к лучшему. Пришлось то же самое познавать на жизненном опыте. Более того, трудности в определенной степени способствуют развитию.
Бизнес среди айсбергов
— Топ-менеджмент вашей компании часто обновляется. Почему?
— У меня есть принцип — мне не нужны звезды, мне нужны трудяги. Наш рынок очень динамичен, на нем весьма сильная конкуренция и к каждому менеджеру из года в год предъявляется все больше требований. Но не каждый готов меняться. Психология человека такова, что ему сложно самому себе признаться: то, что я сделал, уже не будет работать, и нужно все разрушить, строить по новой! В большинстве своем люди считают: у меня однажды так получилось, поэтому я буду всегда делать именно так, и у меня и дальше все будет получаться. А в бизнесе так не бывает, особенно на этапе активного развития. Срок от "я что-то сделал" до "это уже не работает" может быть очень коротким — иногда даже меньше года. Нужно постоянно находить в себе силы что-то менять.
— В том числе и людей?
— И людей. Мы предъявляем одинаковые требования ко всем сотрудникам, независимо от того, сколько они у нас проработали. Все предыдущие заслуги сгорают. Почивать на лаврах не может никто. Если представить, что наша компания — это корабль, вначале мы плыли по Черному морю в штиль, потом вышли в Средиземное, которое уже бушует. И нам нужен более мощный корабль и более опытная команда. Сегодня же мы вышли не просто в океан, а в Северный Ледовитый океан, где холодно, айсберги. И теперь нам нужен ледокол, и не с той командой, которая привыкла плавать в тропических условиях, а с закаленными бойцами.
— Недавно руководителем компании стал наемный менеджер. Чем теперь занимаетесь вы?
— Уверяю вас, больше свободного времени не появилось! Есть огромное количество задач не из операционной деятельности, которыми необходимо заниматься. В мои функции сегодня входит выработка и постановка целей, задач топ-менеджерам холдинга, разработка стратегии, построение системы корпоративного управления.
— Вы владеете бизнесом вместе с братом. Семейных конфликтов на деловой почве не возникает?
— Возникают, конечно. Но я бы не называл это конфликтами, это скорее различные взгляды на одни и те же вещи. Необходимо просто четко видеть роли каждого и конфликтов или не будет, или из них можно будет легко выйти.
— Зачем вы создали в розничной торговле электроникой три бренда — Unitrade, Сity. com, melofon, — а не один?Шутка с олигархом
— Ваш холдинг следует модной сейчас тенденции — привлекает средства через первичное размещение акций (IPO). Вы готовы к уменьшению своей доли в компании?
— Если вы всю прибыль инвестируете, откуда берете деньги для личных затрат? Платите себе зарплату?
— А часто покупаете "что-нибудь дорогое"?
— Например, как часто вы меняете мобильные телефоны?
— Это личная страсть или служебная необходимость?
— Новинки всегда пробуете на себе?
— Говорят, на заре бизнес-карьеры вы применяли оригинальные ходы, например, пока все торговали телефонами белого цвета, вы закупали черные.
— Вы и сегодня торгуете не тем, что хорошо продается в данный момент?
— Какие из этих новинок могут стать популярными?
— Игровые приставки тоже лично тестируете?
— С конкурентами дружите?
— Но ведь друзья, которые лоббируют ваши интересы, среди политиков есть
— А говорят, в Украине невозможно честно, без мощного политического лобби, выстроить крупный бизнес.
— Не за горами выборы. В политику пойти не собираетесь?
— То есть перспектива стать классическим олигархом вас не интересует?