Положение с прибором
Из-за них можно стать счастливым, а можно — несчастным; случается, за них отдают последнее. Их создают лучшие инженеры мира; их нужные и ненужные способности приближаются к абсолюту. Это — гаджеты, внутри которых живут маленькие невидимые тараканы, иногда переселяющиеся в голову человека
Некогда парижская компания Gaget, Gauthier & Cie участвовала в конкурсе на лучшее изваяние Статуи Свободы — той самой, что в Нью-Йорке. Фирма сделала мини-версию монумента и назвала ее первым своего имени. С годами это слово прочно закрепилось в лексиконе. Теперь gadget переводится просто как "принадлежность, приспособление". Это слово — на все случаи жизни; так, например, можно назвать кошку или пит-буля. Ученые, занятые в знаменитом Манхэттенском проекте, свою первую в мире атомную бомбу именовали "Гаджетом".
Это почти все
В эпоху IT-технологий гаджетами стали называть портативные цифровые устройства повышенной функциональности. Сначала ими считали КПК (карманный персональный компьютер) и сотовые телефоны с добавочными функциями, потом пошло-поехало. Смартфоны (мобильный со встроенной операционной системой); mp3-плееры с функциями воспроизведения видео, просмотра фото и прочтения текстовых форматов; диктофоны с функцией mp3; фотоаппараты, имеющие функции видео и диктофона; GPS-навигаторы, подключающиеся к автомобильным аудио-видео — системам; автомобильные bluetooth-модули, позволяющие следить за пройденным расстоянием и расходом топлива.
— Появилась такая экзотика, как часы с USB-накопителем, USB-перчатки с подогревом рук и подсветкой клавиатуры. Motorola выпустила куртку с bluetooth и динамиками в воротнике, к которой прилагаются очки с наушниками: музыку в формате mp3 можно слушать с мобильного телефона. Знаменитые швейцарские ножи Victorinox со встроенной флэш-картой — тоже гаджеты, — говорит Андрей "Nugged", создатель популярнейшего среди гаджетоманов сайта ladoshki.com.
По словам главного консультанта отдела цифровой техники сети магазинов City.com Игоря Герасимовского, сейчас самые популярные гаджеты-КПК в Украине — производства тайваньских фирм HTC и Asus стоимостью примерно 3300 грн. Из mp3-проигрывателей лидируют корейские iRiver и американские iPod, их стоимость в зависимости от объема памяти — от 900 до 1500 грн.
— У iPod есть один существенный недостаток: музыку в плеер можно закачать исключительно с помощью фирменной программы iTunes, — рассказывает Игорь Герасимовский. — Лидеры продаж цифровых диктофонов — японские Olympus за 350-1100 грн.
Среди GPS-навигаторов — тайваньские Garmin по цене 4000-5000 грн. А среди многофункциональных портативных фотоаппаратов хороши водонепроницаемые модели Olympus и Pentax, на глубине пару метров ими можно снимать минимум полчаса: стоят они 1000-1500 грн.
Как рассказывает Максим Аболмасов, руководитель направления "Портативная компьютерная техника" группы розничных компаний холдинга AVentures Group (в него входят Сity. com, Unitrade, melofon, СамоБыт), в первом полугодии 2007 г. всего было продано 265 тыс. смартфонов и коммуникаторов примерно на $94 млн.: средняя себестоимость одного из таких устройств — $357.
— Основная тенденция рынка гаджетов — снижение популярности КПК, постепенное вытеснение их смартфонами и коммуникаторами, — говорит Максим Аболмасов. — И уже сейчас многие производители отказываются от производства карманных компьютеров, заменяя их более востребованными моделями. Покупателей больше привлекает формат "все в одном". Не последнюю роль играет и роль гаджета в формировании персонального имиджа.
Беспорочные связи
Итак, самые продаваемые гаджеты в Украине — это многофункциональные мобильные телефоны и смартфоны. По мнению Сергея Гордеева, директора интернет-магазина BuyOnline, их продажи составляют 70% объема остального ассортимента электронных мини-устройств. При этом 60% покупателей — молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет.
С директором интернет-магазина согласен консультант отдела мобильной связи City.com Игорь Кириенко, отмечающий, что 50% продаж приходятся на аппараты компании Nokia. Оставшуюся половину делят между собой LG, Sumsung, Motorola, SonyEricsson и Fly. Диапазон цен на гаджеты-мобилки широк необычайно: от молодежных мультимедийных моделей, так называемых express edition за 1500 грн. до позолоченных аппаратов с сапфировым стеклом за 8000 грн. и выше.
Большинство мобильных телефонов, невзирая на прописку компании-производителя, собирают в Китае. Андрей уверен, что в этом нет ничего плохого.
— Сейчас практически все made in Сhina — и подделки, и качественные товары. Мировое производство завязано на Китай. Важен лишь контроль производства различными брендами. Надо отметить, что тайваньские предприятия — лидеры и по качеству, и по покрытию рынка гаджетов, — уверяет он.
Игорь Лихута, продюсирующий свою супругу Таисию Повалий, первым гаджетом — портативным DVD-плеером Panasonic — обзавелся 4 года назад. Сейчас в его коллекции более десятка различных высокотехнологичных приспособлений.
— Китай не Китай, качество от этого не зависит. А вот made in Ukraine я бы покупать поостерегся, — говорит продюсер.
Сегодняшняя тенденция — увеличение количества функций аппарата при уменьшении его размеров. Уже сейчас в базовые функции мобильных телефонов обязательно входят видеокамера, радио, mp3 и bluetooth. Консультант-продавец Игорь Кириенко шутит: новые телефоны разве что за пивом не бегают.
— Я считаю, что это не вполне здраво, — рассуждает Игорь Лихута. — Один знакомый жаловался: мол, фотографии, сделанные телефоном, получаются не лучшего качества. Я ему говорю: "А ты не пробовал звонить со своего фотоаппарата?" Как по мне — у телефона должен быть хороший прием, звук, громкий звонок, память минимум на тысячу номеров, будильник, калькулятор и календарь. Да, и еще слот для дополнительной памяти. Остальное — от лукавого.
По словам владельца ladoshki.com, на пользователей давят маркетологи, настойчиво предлагая менять гаджеты, приобретать те, у которых больше память, мощнее процессор, имеется некий спецмодуль. При этом в одном аппарате такое, как правило, не реализуется одновременно: уровень технологий пока не позволяет развивать функциональность и миниатюризировать устройства из-за их энергопотребления и, как следствие, размера аккумуляторов.
— Помните, как в старом анекдоте? — говорит Андрей. — "дяденька, который час?" Мужик снимает с плеч рюкзак, смотрит на руку с мегагаджетом: кино — телевизор — компьютер — карта — часы. Отвечает: "15: 15". — "Спасибо, дяденька, классные у вас часы". А тот: "да, только батарейки очень тяжелые".
Сколько тратят денег на гаджеты, попадают ли к ним в кабалу — зависит от пользователя. Сергей Гордеев, например, меняет мобильные телефоны раз в квартал. А Игорь Кириенко — раз в год. Хоть многие покупатели "примочек" придерживаются иного мнения, но, как правило, обладание устройством не может быть признаком особого статуса или богатства владельца.
— Если человек зарабатывает $200 в месяц, но хочет что-то себе купить, он будет голодать, но купит, — уверен Игорь Лихута. — На мой взгляд, все должно быть в разумных пределах. Я никогда не куплю себе позолоченный Vertu за $10 тыс. Но не пожалею денег на что-то действительно нужное. Вот сейчас охочусь за новым мульмимедийным плеером, он в России появится в конце октября — Сowon Q5. Собираюсь купить GPS-навигатор для новой машины. Все гаджеты приобретаю через интернет; там они на 20% дешевле.
По словам продюсера, электроника делает жизнь быстрее, удобнее и практичнее:
— У меня в США как-то украли барсетку с деньгами, документами, флэшками. Хорошо, что всю необходимую информацию я копирую и храню на всех своих гаджетах! В том числе и копии документов. Благодаря этому я уже через день получил бумагу, временно заменяющую загранпаспорт, и смог вылететь на родину. А так бы неделю ждал.
Цифровые тараканы в голове
— Мне не нравится слово "гаджет", — говорит Андрей Афанасьев, менеджер по маркетингу компании MoneyGram. — Так сейчас называют все что угодно. Но истинными гаджетами можно назвать только необычные электронные устройства — как у Джеймса Бонда.
С этим определением не согласна Катерина Соколюк, социолог-специалист по стратегическому планированию рекламного агентства Think! McCann Erickson:
— Любое технологическое новшество, даже продвинутый кухонный комбайн, — гаджет, у которого есть своя целевая аудитория.
Одно из объяснений популярности электронных нововведений — то, что они упрощают жизнь. Андрей Афанасьев управляется с двумя телефонами: один специально для работы, с британской сим-картой. Хозяин уверяет, что письма приходят на него молниеносно. Второй — коммуникатор. На вопрос, чем один отличается от другого, Андрей удивленно поднимает брови:
— Коммуникатор — это смартфон без тачскрина, с очень удобным интерфейсом. Здесь главное — интернет. Можно проверять почту, пользоваться и Wi-Fi, и GPRS.
Кроме этого, Андрей пользуется компьютером-наладонником, с которого тоже можно контролировать почту, и недавно приобретенным мини-компьютером: на нем он смотрит фильмы и… проверяет почту. Читать письма Андрей может также и на других устройствах, вроде лэптопа или своего рабочего компьютера. Таким образом, упрощение жизни для него — это возможность десятком разных способов следить за электронной корреспонденцией и звонить.
Андрей давно не читает бумажных книг.
— Читать с монитора очень удобно, — говорит он. — Например, когда в комнате выключен свет.
— Но ведь свет можно и включить!..
— Это не всегда возможно.
Несмотря на то, что почитателей гаджетов все больше, версию их исключительной полезности не принимают социологи.
— Покупают не только полезные вещи, покупают все. Даже изобретения вроде электронных собак и кошек, — говорит Катерина Соколюк. — В основе бескрайней любви к хитроумной электронике лежит обычное человеческое любопытство. Как правило, популярность бесполезных устройств недолговечна, тем не менее, их продажа — вопрос хорошего маркетинга и рекламы.
Один из последних трендов электроники — системы GPS-навигации, которые могут привести человека из пункта А в пункт Б с помощью встроенной карты и спутникового сигнала. Полезное изобретение, однако и его можно воспринимать со скепсисом.
— Не спорю, GPS пригодится, если заблудился в незнакомом городе. Но больно видеть, как человек шагает, например, по Риму, уткнувшись носом в стрелку на компьютере, не замечая ничего вокруг себя, — говорит генеральный директор рекламного агентства "Гопак" Виктория Риттель. — Иногда главное находится как раз между пунктами А и Б. А заблудиться в чужом красивом городе бывает очень полезно и, главное, романтично! Постоянное использование GPS делает жизнь слишком предсказуемой.
Электронный дресс-код
Андрей Афанасьев признается, что тратит на "игрушки" в среднем десятую часть своего дохода. Подумав, добавляет: иногда и больше — около половины, смотря что покупать.
— Я приобретаю лишь то, что принесет реальную пользу мне и моей семье, — говорит Виктория Риттель. — Главное, чтобы от покупки в доме не прибавлялось хлама, а наоборот. Прежде всего я оцениваю, как часто мы будем использовать гаджет, есть ли в нем необходимость, окупится ли он.
Виктории не жаль тратить деньги на акустические системы, функциональный телефон и интернет.
— Недавнее наше приобретение — мобильный мини-USB-модем. Очень удобная штука, благодаря которой я больше не завишу от Wi-Fi-зон, при этом у нее разумная цена. Кроме того, не могу обойтись без iPod с хорошим объемом памяти, поскольку слушаю музыку во время утренних пробежек и в путешествиях. Выбрала iPod из-за его удобства, а не потому, что он в моде, — смеется Виктория. — Вот моя дочь, та любит всякие модные техноновинки.
Мода на гаджеты подчинена тем же законам и правилам, что и мода на одежду — уверены многие собеседники Фокуса.
— Есть отдельная категория пользователей, для которых гаджеты — просто составляющая имиджа, — говорит Катерина Соколюк. — Ими подчеркивают свою состоятельность или показывают принадлежность к некоей социальной группе. К примеру, тот, кто держит на поясе относительно доступный iPod mini, скорее всего, отождествляет себя с демократичной молодежью. А владелец плоского цветного мини-плеера Nano — с модной тусовкой. При этом по техническим характеристикам более дешевый плеер может не уступать модному.
Пользователи технических новинок — новаторы, открытые к восприятию нетрадиционных, необычных и даже революционных вещей, и эту особенность давно заметили производители. Например, компания Аpple противопоставляет свои "демократичные", "продвинутые" и "дружественные" изделия "консервативной" продукции конкурентов. — Гаджеты стали своеобразными социальными индикаторами, — считает Катерина Соколюк.
Социологи утверждают: любители электроники — яркие индивидуалисты. Любовь к гаджетам обычно проявляется в ранней юности, и страсть эта свойственна прежде всего тем, кто боится слиться с толпой, но по разным причинам не может позволить себе более радикального способа обозначать свое "я" — в конце концов, тяжело быть настоящим фриком. Куда проще украсить себя примочками, внутри которых двоичной жизнью живут полезные цифровые паразиты.
Самый что ни на есть "ламерский дивайс" — это сам человек с его слабостями, беспомощностью и комплексами. Но если хотя бы единственный комплекс торпедировало обладание гаджетами — вечная им слава.