Время расплаты. Как киевлян "нагревают" на коммуналке

Вода, газ, электроэнергия и даже уборка придомовой территории - за все это жители столицы вынуждены переплачивать из-за того, что старые коррупционные схемы пока еще не сломаны

123рф
123рф

Как говорит премьер Яценюк, есть две новости - хорошая и плохая. Плохая в том, что Россия прекратила поставки газа, а хорошая в том, что на дворе - лето. Летом киевляне, имеющие счетчики воды и тепла, платят меньше. Зимой, или же во время отопительного сезона, - больше. Поэтому как только наступит октябрь и помещения начнут отапливать (а отапливают их все тем же газом), оплата за коммуналку взлетит до небес.

Впрочем, к подорожанию жителей столицы готовят уже сейчас: мэр предупредил, что цены на услуги жилищно-коммунальной сферы вырастут. За холодную воду киевляне будут платить почти вдвое больше, цена горячей повысится в 2,2 раза. Это будет с 1 июля. А с 1 мая в стране в целом, и в Киеве в частности, на 50% подорожал газ.

С войной напрямую это не связано. Причина роста цен - требования МВФ. Без этого правительство не смогло бы получить кредиты для стабилизации экономической ситуации в стране. Акции "верни платежку мэру", придуманные еще Виталием Кличко в период "правления" Леонида Черновецкого, - не лучший выход из ситуации. Тарифы выросли по всей стране, и киевляне, как и жители любого другого населенного пункта Украины, должны платить за "коммуналку".

Платить, но не переплачивать. Для этого сами киевляне должны задуматься над тем, куда уходят их деньги, и откуда берутся перманентные долги города перед поставщиками услуг из сферы ЖКХ. А происходит все следующим образом.

Время от времени Киев берет кредит, чтобы рассчитаться с коммунальными предприятиями за произведенные услуги, и прежде всего - с "Киевэнерго". Этот кредит автоматически перемещается в бюджет города, который всегда является дефицитным. Долг из одного кармана переводят в другой, и эта ситуация касается как "Киевэнерго", так и "Киевводоканала".

Последнему также не хватает средств, ему также не платят дотации, перед ним у города также растет долг, который не позволяет "Киевводоканалу" рассчитаться с "Киевэнерго", которое в свою очередь не может рассчитаться с "Нафтогазом", который не дает "Киевэнерго" газ, из-за чего в разгар зимы полгорода (а так бывало, и не раз) сидит без тепла и горячей воды.

Эту систему надо решительно ломать, но, прежде всего, следует разобраться со структурой созданного еще при Александре Омельченко "Киевэнергохолдинга" (в его состав входят "Киевэнерго", "Киевгаз" и "Киевводоканал", а также две неизвестные кипрские компании, которые не производят никаких услуг, но получают до 40 процентов доходов).

На сегодня город очень нуждается в двух первоочередных вещах. В праве распоряжаться самому собственным бюджетом, самому контролировать доходы, расходы и все финансовые потоки, а также иметь возможность заключать прямые договоры с поставщиком услуг.

Мало кто знает, что в столице существуют производители энергии и производители услуг. В частности, "Киевэнерго" представляет собой и то, и другое "в одном флаконе". С этим предприятием мы непосредственно рассчитываемся за полученную электрическую энергию. А вот с водой и теплом не все так просто. Компания "Киевэнерго" выиграла суд и отказалась быть производителем услуги по предоставлению нам тепла.

Эту функцию она делегировала ЖЭКам, хотя вполне понятно, что ЖЭК не имеет ни малейшего отношения к производству этой услуги, ведь ни одна жилищно-эксплуатационная контора не контролирует ни температуру, ни графики подачи тепла или воды.

В сухом остатке мы получаем клоны "производителей" и "поставщиков" услуг, реальная потребность в которых попросту отсутствует. Что касается ЖЭКов, то они и являются главным оплотом старой системы, единственная цель которой состоит в бесстыдном обкрадывании киевлян.

ЖЭКи никогда не будут заинтересованы в том, чтобы разработать адекватный стандарт услуг или ввести механизм исчисления объема предоставляемых услуг.

Например, если в помещении отсутствуют счетчики тепла (а они отсутствуют почти везде, за исключением тех домов, где действуют ОСМД - объединения совладельцев многоквартирных домов), вы будете однозначно переплачивать за теплоэнергию. Кое-где ОСМД заботятся об установлении локальных тепловых пунктов, и тогда избранный жителями управдом не только обеспечивает наличие теплового счетчика в каждой квартире, но и имеет возможность, с согласия жильцов, регулировать интенсивность подачи тепла на упомянутый пункт. Все это непросто организовать, тем более что коммунальным предприятиям невыгодно точное вычисление потребленного тепла.

Там где нет индивидуальных тепловых пунктов, "разбивка" тепла (в гигакалориях) происходит согласно квадратуры площади. Иными словами, есть тарифы (и они постоянно растут) на обогрев одного квадратного метра жилья. В итоге, если умножить гигакалории на, извините, "хитросделанность" "Киевэнерго", мы получим то, что и всегда: меньше тепла в наших домах, чем мы за него заплатили.

Впрочем, производители и поставщики услуг пытаются наживаться и на гражданах со счетчиками. Согласно закону о метрологии, проверку счетчиков должен проводить поставщик услуг (что вполне логично, ведь он в первую очередь и заинтересован в том, чтобы приборы измеряли правильно), но на практике за все платит все тот же разнесчастный потребитель.

А ведь существуют прецеденты с решениями суда, где черным по белому указано: "периодическая поверка, обслуживание и ремонт средств измерительной техники осуществляется за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению".

Кстати, в карман нам заглядывают не только тогда, когда речь идет о воде, газе или электроэнергии. Возьмем, к примеру, уборку придомовой территории. Как устанавливается оплата для горожан за эту услугу? Ведь обоснованная цена - это сумма, эквивалентная усилиям по созданию товара. А что такое обоснованная цена за уборку, например, придомовой территории? Кто определил, описал и согласовал с потребителем то, как должна выглядеть ухоженная территория?

Должна ли она быть только чистой и засаженной деревьями, или еще и приспособленной для игр и физического развития детей? Где находится эталон? И кто рассчитал, сколько должен получать ЖЭК за поддержание этой территории в состоянии "ухоженности"? Правильный ответ: никто. Поэтому вывод: стоимость услуги, которую мы платим, взята в буквальном смысле с потолка.

Порядок расчетов, принятый сейчас в Киеве, делает коммунальные предприятия незаинтересованными в эффективной работе и уменьшении себестоимости продукции. Кроме того, никто не несет ответственности за нанесение финансового ущерба жителям столицы, когда, к примеру, те вынуждены платить за едва теплую воду как за горячую. В законе "О жилищно-коммунальных услугах" говорится, что "оплата услуг должна соответствовать их наличию, количеству и качеству", однако эту норму на самом деле никто не торопится претворять в жизнь.

Другая статья закона гласит, что услуги должны быть доступными для потребителя, а порог цен - не превышать реальный прожиточный минимум. Но этим киевляне также не могут похвастаться. А участие в дотационных программах сопряжено с бюрократическими проволочками. К примеру, наличие старого отчего дома где-то под Киевом может воспрепятствовать получению субсидии для уплаты астрономических сумм за столичную "коммуналку". А дотационный бюджет тем временем перекочевывает в карманы ушлых чиновников.

От того, наведет ли новый мэр порядок в крайне запущенной и глубоко коррумпированной области расчетов за услуги ЖКХ, будет зависеть доверие к нему киевлян, а также шансы его команды во время следующих выборов. Отсутствие позитивных новостей не дает о себе знать, пока на дворе лето. Зимой проблемы станут очевидными.

Михаил Поживанов, экс-депутат Верховной Рады