Цена былого изобилия. Почему не стоит удивляться резкому росту цен
Инфляция-2014 будет самой высокой со времен кризиса. Но есть и хорошие новости
Инфляция в этом году может составить 17–19% — таков прогноз главы НБУ Валерии Гонтаревой. МВФ говорит о 16%. И то и другое — рекорд последних пяти лет, а если не считать 2008-й, когда потребительская инфляция превысила 22%, то и за все десять.
Структура инфляции-2014 примерно такова: 11–13% будут следствием девальвации, еще 4–5% — следствием повышения тарифов на коммунальные услуги. Нынешний скачок цен — расплата за колоссальные структурные дисбалансы в экономике. Украинцы давно жили не по средствам.
Не удивляйтесь. В последние пять лет импортные товары и услуги были для нас слишком дешевыми, поскольку власти искусственно завышали курс гривны. В итоге в 2013-м на импортные товары приходилось 43% розничного товарооборота в Украине, тогда как десятью годами ранее — не более трети. Кроме того, тарифы на газ и горячее водоснабжение были ниже их себестоимости.
Дешевый импорт финансировался за счет резервов Нацбанка, коммунальные услуги — за счет госбюджета. Вместо инвестиций в инфраструктуру, науку или медицину налоги тратились на дешевое потребление.
Кризис 2014-го полностью опустошил и бюджет, и резервы НБУ. Последние сократились до рекордно низкой суммы в $17,8 млрд — это на 53% меньше, чем три года назад. Госбюджет все эти годы сводился со все большим дефицитом, причем финансировался он также во многом при помощи Нацбанка.
Впрочем, есть и хорошие новости. НБУ сейчас придерживается крайне мягкой монетарной политики, проще говоря — усиленно эмитирует гривну. За первые пять месяцев этого года монетарная база (обязательства НБУ в национальной валюте. — Фокус) выросла почти на 12%. В любой развитой экономике такой объем выпуска новых дензнаков еще больше раскрутил бы инфляцию. Но не в Украине: количество денег в форме наличности и на банковских счетах (монетарная масса) за тот же период увеличилось всего лишь на 5%. Новые деньги "застывают", не попадая в оборот, поскольку финансовая система страны не работает.
Причина — в недоверии банкам и крайне слабом потребительском спросе. Попадая в руки населения, новые деньги откладываются наличными на черный день. Росту потребления не способствуют ни конфликт с Россией, ни девальвация, ни снижение зарплат и увольнения в частном секторе, не говоря уже о массовых банковских банкротствах. Внутренний частный спрос неуклонно ослабевает, заставляя производителей идти на уступки потребителям. Все это не дает инфляции расти еще быстрее.
Что можно посоветовать украинцам в таких условиях? Придется смириться со снижением реальных доходов. В конце концов в следующем году инфляция замедлится до однозначной цифры, хотя девальвация-2014 еще как минимум год будет влиять на рост стоимости продуктов питания (за счет резко подорожавших масличных культур и зерновых). Скачок цен негативно повлияет на благосостояние граждан, но правительство и НБУ вряд ли способны его сдержать. По большому счету, нынешняя инфляция позволяет экономике выпустить пар, сбросить бремя структурных дисбалансов и повысить действенность инструментов макроэкономической политики. Девальвация поможет частично развернуть внутренний спрос в пользу отечественных производителей, повышение коммунальных тарифов отменит повсеместное субсидирование зажиточных домохозяйств.
Компенсировать потери населению можно только одним путем — обеспечив высокие темпы роста реального ВВП уже со следующего года. Рецепты знакомы: дерегуляция, борьба с коррупцией и улучшение условий ведения бизнеса.
И, конечно, Нацбанку не нужно забывать, что в долгосрочной перспективе бесконтрольная эмиссия денег может стать серьезной проблемой, ведь рано или поздно отложенные деньги вернутся в оборот. Это может спровоцировать новый виток инфляции — на этот раз эмиссионный, вызванный ростом объема наличных денег в обороте.
Остановить эмиссионную инфляцию будет намного сложнее, чем инфляцию, вызванную девальвацией. Как показывает опыт, правительство очень неохотно отказывается от такого удобного инструмента финансирования дефицита бюджета, как эмиссия новых денег. Ведь это требует огромной политической воли, а она в Украине всегда была в дефиците.
Виталий Ваврищук