"Уволил и его тоже. Ленивым оказался", – жалуется мой приятель, директор торговой фирмы. Уже несколько месяцев он не может найти помощника по продажам. Ставка небольшая, но если умело крутиться, можно неплохо наварить на процентах с проданного. "Там же столько заработать можно! Почему никто не хочет?" – сокрушается директор. "Может, не деньгами мотивировать?" – робко спрашиваю я. "А чем же?" – удивляется он.
Приятель явно лукавит. Проблема в том, что его подчиненных подсиживает он сам. Директор фирмы горячо любит свое дело и работает явно не за деньги. "Это же так просто и так интересно: ходить по выставкам, общаться с клиентами, предлагать товар", – говорит он. Сотрудник, пришедший на работу больше за деньгами, чем за мечтой, такому начальнику не понравится по определению.
В своей отрасли мой приятель скорее исключение – энтузиастов на рынке промышленного оборудования не так много. Вряд ли найдутся чудаки, продающие станки или насосы просто для удовольствия. И уж тем более здесь не возникнут бесплатные проекты, подобные "Википедии". Это каким надо быть энтузиастом, чтобы предложить клиентам бесплатный вики-станок или вики-насос!
Но в тех отраслях, где торгуют не оборудованием, а мечтой, ситуация не в пример хуже. Люди, работающие от души, – серьезные конкуренты тем, кто желает заработать деньги. И горе тем, кому на пути встретились такие конкуренты. Особенно ярко это проявляется в туристическом бизнесе.
Да что там Средиземное море! Настоящая детективная история произошла после моего прошлогоднего объявления на форуме – речь шла всего-то о трехдневном байдарочном походе на Пасху недалеко от Киева. Намерения были благими: познакомиться с новыми людьми, хорошо провести время. О деньгах речь, конечно же, не шла – об этом сообщала стандартная для подобных объявлений строка: "Не коммерция".
Эта строка подействовала на представителей турбизнеса, как красное на быка. Под видом новичков они напрашивались ко мне в поход, пытались разузнать о нем максимум подробностей. Одной только переписки с девушкой под страшным ником Fata Morgana было достаточно, чтобы понять: такие, как я, не имеют права на существование.
Интересно, что энтузиасты находятся не только среди обычных туристов, но и в самих турфирмах. Мой знакомый организатор рафтинга, на первый взгляд, ничем не отличается от десятка коллег: похожие цены, условия, маршруты. Но он никогда не преминет позлить своих конкурентов всевозможными фишками и штучками.
Из последних изюминок – походная банька на берегу реки и барашек, жареный целиком на вертеле. Не то чтобы эти фишки сильно повышали выручку или привлекали больше клиентов – моему знакомому это просто нравится. Механически копировать его идеи конкурентам бессмысленно – все должно быть от души.
На днях мой приятель-директор проводил очередной отбор менеджеров по продажам: послал сразу троих претендентов на промышленную выставку. Заключивший максимальное количество договоров должен был получить должность и процент от продаж. Конечно же, мой друг не удержался и заглянул на выставку сам. Несложно догадаться, кто в итоге оказался безоговорочным победителем конкурса.
Дмитрий Слинько – редактор спецвыпусков "Красивая страна" журнала Фокус