Мнение: Наш паровоз
Украинский транспорт не готов к приему европейских туристов. И дело вовсе не в нехватке денег
У велосипеда нужно открутить педали и снять переднее колесо. Потом засунуть в специальный чехол. Забывчивому проводнику – напомнить правила "Укрзализныци" о законном праве на провоз "вот этой бандуры". Нервную соседку по купе – вежливо убедить, что "на голову все это ночью не свалится". Да, и еще повесить в купе пару туристических фонариков, ведь четыре велосипеда, лежащие на третьей полке, полностью перекрывают штатное освещение вагона. А именно третья полка плацкартного вагона – единственное место, где железному коню позволено ездить в отечественных поездах.
Через год с логистикой по-украински предстоит столкнуться европейцам, которые привыкли решать проблему провоза велосипеда в транспорте одним кликом мышки по соответ-ствующей пиктограмме на сайте заказа билетов. Пока потенциальных гостей Евро-2012 кормят обещаниями запустить комфортабельные скоростные поезда "без всех этих наволочек". Футбольным болельщикам этого должно хватить.
Наша страна интересна большими ненаселенными территориями, лояльными правилами путешествий по ним и безвизовым въездом во всю эту красоту для европейцев. У нас можно ощутить свободу от жестких европейских законов, отъехав при этом относительно недалеко от родного Евросоюза и не подвергаясь экзотическим опасностям, присущим далеким жарким странам.
Осталось лишь создать минимальные условия для гостей с Запада. С точки зрения экономики это не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Корейские скоростные поезда обойдутся казне в $300 млн. Чтобы обустроить место для велосипедов в электричке, достаточно открутить одну секцию сидений. Более того, на туристах можно заработать. Многие пассажиры поездов не пожалели бы двадцати гривен на то, чтобы их железный друг ехал в багажном отсеке, а не поскрипывал над головами.
Пока же у украинского пассажирского транспорта совсем другая экономика. Велосипеды в пригородном поезде можно возить бесплатно, а их владельцы преодолеют расстояние в полторы сотни километров всего за 1 евро. По идее, такая возможность сэкономить должна порадовать бережливых немцев.
Вот только захочется ли им, расталкивая бабушек, занимать свободный отсек электрички, чтобы, изловчившись, подвесить велосипед на багажную полку за педаль? Или спорить с вахтершей на станции, чтобы в качестве приза получить проезд в одном из самых дешевых в мире метро? Право провоза велосипеда в метрополитене – отдельная тема многих туристических форумов. Если сможешь перекричать вахтершу, то, вероятно, удастся прорваться на платформу и под неодобрительные взгляды пассажиров втиснуть зачехленного железного коня в вагон.
Такая логистика может понравиться разве что любителям азиатского колорита. С ним в украинском транспорте можно столкнуться часто. Когда на минувших выходных я попытался положить в багажник междугородней маршрутки байдарку, он оказался забит окровавленными трупами в полиэтиленовых пакетах. Никакого криминала – это были свиньи, которых перегружали друзья водителя из багажников двух "жигулей". Сам шофер стоял рядом и, улыбаясь, кормил семечками с рук уличных голубей. Ну чем не Азия?
Вот только в поисках азиатского колорита европейский турист вряд ли выберет Украину. Законы экономики действуют жестко: у Азии есть свои конкурентные преимущества, которыми она ежегодно привлекает тысячи туристов.
Дмитрий Слинько – редактор спецвыпусков "Красивая страна" журнала Фокус